Этнический состав населения однороден: русские – 95,3%, украинцы –1,3%, армяне – 0,4%, белорусы – 0,3% (перепись 2002).
После распада СССР (1991) за счёт миграционного притока, компенсировавшегопоказатели естественной убыли населения, в области наблюдался небольшой рост численности населения (1992–94), который в последующем сменился спадом (в 2004 коэффициент миграционного прироста – 5 чел. на 10 тыс. чел.).
Демографическая ситуация характеризуется пониженным, по сравнению со среднероссийскими значениями, показателем рождаемости (в 2004 – 9,1‰, 72-е место в РФ) и повышенным коэффициентом смертности (18,6‰). В 2004 естественная убыль населения составила 9,5‰.
Возрастная структура населения типична для областей Центральной России. Доля лиц моложе трудоспособного возраста – 15,6%, старше трудоспособного возраста – 23,6%. Мужчины составляют 45,5% населения региона, женщины – 54,5%.
Плотность населения – 33,8 чел. на км2,что значительно меньше, чем в среднем по Центральной России. Область сравнительно слабо урбанизирована: доля городского населения – 64,1%. Крупнейшие города: Орёл, где проживает почти 40% населения области (на 2006 – 325,9 тыс. чел.), Ливны (51,5 тыс. чел.), Мценск (46,1 тыс. чел.).
В 2004 численность экономически активного населения составила 433 тыс. чел. В пром-сти трудятся 20,9% занятых, в сел. хоз-ве – 19,3%, в оптовой и розничной торговле – 16%, в образовании – 9,1%, в строительстве – 6,1%, в здравоохранении и соцобеспечении – 6,3%, на транспорте – 4,8%, в ЖКХ – 4,5%, в сфере культуры и искусства – 2%, в связи – 1,4%, в науке и научном обслуживании – 0,4%, в лесном хоз-ве – 0,2%. Уровень безработицы ниже, чем в среднем по РФ – 5,9% (2004)
Одним из названий масленичных развлечений было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения.
Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Как правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками над площадками, с которых и начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100-140 метров, было где разогнаться.
Иностранцы, посещавшие зимой Россию, оставили много описаний катаний с ледяных гор, такое сильное впечатление они на них производили. Датчанин П. фон Хавен, видевший это развлечение в Петербурге еще в начале XVIII века, писал, что оно «чужеземным наблюдателям кажется более опасным, чем веселым». Он отмечал, что катаются «с наступлением Масленицы там всю неделю напролет, с утра до позднего вечера, множество людей обоих полов». Датчанин подметил и одну важную деталь – вместе катались все сословия: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».
Не чурались покататься с горы и русские монархи. Петр I для этого мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II.
Подробное описание катаний с гор и даже особенностей их постройки оставил П. П. Свиньин, создавший во второй половине XIX века обстоятельный путеводитель по Петербургу. Он отмечал, что горы украшались флагами, елками, а иногда и деревянными скульптурами. За порядком их возведения строго следила полиция, которую интересовало соблюдение мер безопасности: надежность сооружения, наличие перил и ограждений, отсутствие торчащих гвоздей и т.п.
Кстати, пьяных на горы не пускали. Пить не возбранялось, но только на земле, а выпить россияне всегда любили. Еще в середине XVII века англичанин С. Коллинз писал: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе перед постом пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем».
Катания же в течение Масленицы ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями. Свиньин в «Достопамятностях Санкт-Петербурга» описывал это очень красочно: «Отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище». Не правда ли, напоминает современные «завлекухи» для туристов.
Для катания с гор делали небольшие сани, но многие предпочитали кататься на шкурах, рогожах и даже в больших корзинах. Особым шиком считалось съехать с горы на ногах, но это редко кому удавалось. Парни старались появиться на горе с собственными изящными санками, в этом случае появлялась возможность приглашать покататься девушек. Санки делались таких размеров, что девушка могла сесть только к парню на колени. После благополучного скатывания вниз девушка должна была наградить хозяина санок поцелуем.
Посмотреть на катающихся собиралась масса людей. Естественно, что рядом с горами шла активная торговля. В толпе сновали разносчики горячего сбитня и чая, умудряясь приспособить себе за спину самовары. Здесь же торговали различными сладостями, засахаренными фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами, которые пекли на месте или приносили из ближайших кабаков. Для развлечения публики стояли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки, часто фривольного содержания. Выступали жонглеры и акробаты. Зазывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был Петрушка. Большой популярностью пользовались выступления дрессированных животных.
Вторым по популярности масленичным развлечением было катание на конных санях. Все, у кого были конные выезды, не отказывали себе в удовольствии прокатиться с ветерком по улицам в санях с бубенцами и колокольчиками. Самое время было щегольнуть статными рысаками, разукрашенными санями с коврами и медвежьими шкурами или легкими гоночными санками, в которых правили стоя.
У кого не было своих саней, всегда мог нанять подходящую упряжку. Выбор был широк: от лихих городских извозчиков с элегантными санями для людей с достатком, до обычных крестьянских розвальней, украшенных разноцветными лентами и бумажными цветами. Зачастую по улицам следовали целые кавалькады саней, в которых были свои музыканты и певцы. А по льду замерзших рек устраивались конские бега, всегда собиравшие массу болельщиков.
Степной мак бывает в маленьких горах.У него бывает очень хороший запах.