<em>Люди</em><em> </em><em>поняли</em><em> </em><em>что</em><em> </em><em>воздушное</em><em> </em><em>пространство</em><em> </em><em>не</em><em> </em><em>нужно</em><em> </em><em>бояться</em>
2016-10-09T11:37:12+03:00
Военная реформа Карла Мартелла была ответом на вызовы времени (набеги арабов, усиление магнатов и ослабление центральной власти) и способствовала формированию системы условного землевладения у франков (как позже реформы у англосаксов времен Альфреда Великого и в Германии времен Генриха I Птицелова). Смена Меровингов Каролингами сопровождалась важными изменениями во взаимоотношениях светской и духовной власти — правителей франков и пап римских, что способствовало сакрализации власти Каролингов. Вопрос о восстановлении империи важен и в контексте тематики развития государства, и с точки зрения роли традиции, в данном случае традиции империи, которую в 800 г. восстановил Карл Великий. С другой стороны, «кароли
нгское возрождение» — повод поговорить о значении античного наследия, «возрождения» Античности. Верденский раздел и распад империи Карла Великого заставляют вернуться к теме стабильности и нестабильности государств и обществ и теме «ассимиляции» (которая, впрочем, встает и при рассмотрении войн Карла Великого в связи с причинами длительности и упорства сопротивления саксов). Наконец, впервые в курсе средневековой истории можно довольно подробно остановиться на деятельности исторической личности — Карла Великого, одного из самых выдающихся полководцев и правителей Средневековья, о котором мы к тому же довольно много знаем, причем не только о его государственной деятельности, но и о его внешности, привычках в повседневной жизни и т. д. (см. Справочный материал). Проблематику урока можно связать и с историей Руси: союз Карла со славянами против аваров — хороший повод упомянуть рассказ об обрах в Повести временных лет.
----------
Поражения от датчан
Походы Великого войска. 865—879 годы.
Постепенное отчуждение между королём и его народом привело к нескольким поражениям, понесённым англо-саксами от данов, которым Альфреду пришлось уплатить дань. Заключённое перемирие избавило на время Кент и Уэссекс от набегов данов, но остальная Англия осталась без помощи и была завоевана викингами.
Датчане захватили и разграбили в 871 году Лондон. Весной 874 викинги напали на Мерсию и быстро разгромили её войско. Король Мерсии Бургред бежал в королевство Франков, а на престол сел ставленник датчан Кёлвульф II. Часть датчан двинулась затем на север к реке Тайн, но так как грабить здесь было уже почти нечего, Гутрум, избранный датчанами королём Восточной Англии, возвратился туда с большей частью войска, чтобы дать воинам отдых и собрать подкрепление. Одновременно викинги стали осваивать захваченные ими земли, строить поселения и обрабатывать землю. Согласно Англо-саксонской хронике: «…они занялись пахотой и обеспечением своей жизни». В 876 король Йорка Хальвдан I раздал своим воинам земли в Нортумбрии.
Военная реформа
Ряд источников [ приписывают Альфреду Великому и военную реформу. Альфред разделил страну на военные округа, в которых каждые пять хозяйств (гайд) выставляли одного воина, снабжая его всем необходимым за свой счёт. Каждый город тоже давал определенное количество солдат. Служба в войске оставалась обязанностью каждого свободного человека, но теперь он мог часть времени проводить в своём хозяйстве. Кроме того, часть воинов теперь несла гарнизонную службу в городах и селениях, а другая часть находилась в действующей армии. Затем они менялись местами, так что воины не были надолго оторваны от своего дома.
Кроме того, каждый земледелец должен был принимать участие в содержании мостов и укреплений. Альфред первым отказался от народного ополчения (фирда) и стал формировать воинское сословие. Тэны, составившие англо-саксонскую знать, и воины королевской дружины были полностью освобождены от работ на земле. Дружинники становились средними и мелкими землевладельцами, на которых должны были работать крестьяне.
На римский манер - Rex (рекс) - так называли древнеримских царей, ведь франки расселились на территориях бывшей Римской империи - вот и переняли традиции.
Во множ. числе - Reges(короли), название гос-ва - Regnum Francorum/
<em>Шумерская письменность</em> - первая система письменности, дошедшая до наших дней. Это письменность называется клинописью. Каждый значок этого письма состоял из нескольких клинышков и обозначал слог или слово.
<em>Шумерские школы</em>, которые назывались «домами табличек», действовали при храмах. Руководил школой отец дома табличек, который одновременно был учителем. Были и другие учителя – старшие братья. За дисциплиной и порядком следил надзиратель – владеющий хлыстом.В школе учились только мальчики, которых называли «сыновьями дома табличек». За обучение приходилось много платить, поэтому учиться могли только дети знатных родителей. Обучение было очень долгим, потому что ученики должны были овладеть сложной клинописью, знаниями математики, географии, природоведения, медицины, богословия. Получив такое образование, юноши могли стать царскими чиновниками и военачальниками.
<em>Наука в Вавилоне</em>. Вавилоняне ввели систему счета, основанную на числе 60. Именно из этой системы до нас дошли деление часа на 60 минут, минуты – на 60 секунд, а также число градусов в окружности (60 х 6 = 360).Вавилоняне первыми открыли правило в математике, позднее повторно открытое греческим ученым Пифагором. Это правило известно нам как теорема Пифагора». Астрономы, создавшие один из первых календарей, прекрасные врачи и, конечно, архитекторы.
<em>Город Вавилон</em>. Вавилон поражал современников своим величием. Две стены, окружавшие город, были высотой в 8-этажный дом (22 метра) и такой ширины, что на них разъезжались, не мешая друг другу, несколько запряженных лошадьми колесниц.Великолепны были <em>ворота богини Иштар</em>. Башни у этих ворот были облицованы разноцветными глазурованными кирпичами. На их темно-синем фоне выделялись выпуклые белые и желтые быки, фантастические животные, коричневые свирепые львы с золотыми гривами.От ворот Иштар широкая мощеная улица Процессий вела к храму верховного вавилонского бога <em>Мардука</em>. «Чудом света» считали древние греки огромную семиэтажную 90-метровую башню – зиккурат. Это было одно из высочайших зданий того времени. Еще одним чудом света были <em>висячие сады Семирамиды</em>.
Религия народов Месопотамии. В Шумере, где было много отдельных городов, в каждом из них почитали своих, местных богов. Постепенно, когда страна стала объединяться, появился и «общий список» богов. Другие семитские народы – аккадцы, арамеи, халдеи многое заимствовали из религии шумеров: мифы о сотворении мира и людей, о «золотом веке» – райской жизни человечества в далеком прошлом, о всемирном потопе и другие. Согласно шумерскому мифу, бог Энки и богиня Нинмах слепили людей из глины по образу самих богов. По представлениям вавилонян, верховный бог Мардук сотворил мир из убитого им чудовища. Затем Мардук определил путь двенадцати созвездий Зодиака (которые известны и нам) и разделил сутки между богами Луны и Солнца.<span>Мифы народов Месопотамии сильно повлияли на религиозные представления народов Востока.</span>
Славянофи́льство<span> — </span>литературно<span>- и </span>религиозно-философское<span> течение </span>русской<span> общественной и философской мысли</span><span>, оформившееся в 40-х годах </span>XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути<span>, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в </span>ересь<span> и </span>атеизм<span> европейских народов</span><span>. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве </span>православия<span>, а также отвергали тезис представителей </span>западничества<span> о том, что </span>Пётр I<span> возвратил Россию в лоно </span>европейских<span> стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии</span>