Наиболее древние города в Европе существовали еще с античности, но в раннее Средневековье эти города претерпели сильный упадок, население их уменьшилось многократно из-за падения законности и торговли в результате крушения Западной Римской империи. В городах было небезопасно и не было продуктов, поэтому население покидало их и уходило в сельскую местность.
В высокое Средневековье города вновь начали расти, и причиной этому были технический прогресс и необходимость свободы торговли и ремёсел. Создавались новые ремёсла, укреплялись торговые связи, однако феодализм препятствовал этому, так как феодалы выдвигали претензии на любые поселения, построенные на их землях. Они могли облагать эти поселения любыми налогами, изымать у ремесленников и купцов любые товары. Поэтому горожане стремились к независимости от феодалов, и те города, которым удавалось добиться такой независимости, становились центрами новой урбанизации, туда стекалось население. Города, получившие такую независимость, управлялись выборными магистратами, их руководители избирались из числа купцов и ремесленной верхушки. Такая система была гарантией того, что купцов и ремесленников в этом городе не будут притеснять.
Наиболее высоким статусом пользовались независимые города-республики Италии, такие, как Венеция. Выборный правитель Венеции - дож - считался правителем герцогского ранга, с которым считались многие короли. Венецианские дожи были выходцами из богатейших купцов, так как торговля в этом городе процветала как нигде.
В народном фольклоре, а также свидетельствах историков античности за Хеопсом (Хуфу) закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя, в противоположность жизнеописаниям его отца Снофру и наследников Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Однако остатки памятников времени Хеопса представляют его личностью, деятельность которой резко контрастирует с рассказами периода владычества персов и греков. Сказание твердит, что Хеопс принуждал народ к тяжелой работе на строительстве пирамиды. В частности, при нём якобы лишились привилегий храмы. Само имя Хеопса после его смерти якобы не произносилось народом, а изнурение ресурсов Египта для постройки пирамиды фараона привело к ослаблению государства и падению Четвёртой династии. Возможно, такое изображение фараона соответствует реальности, однако можно считать его домыслом основателей Пятой династии, которая пришла к власти с помощью гелиопольского жречества Ра после падения предыдущей Четвёртой династии. Вероятно, популярная в последующие периоды история сказка «Хуфу и чародеи», посвященная рассказам трёх сыновей Хеопса о волшебниках, живших до и во время правления Хуфу, также была составлена при первых трех царях Пятой династии.
Хуфу царствовал не менее 27 лет, чему есть подтверждение в виде надписи на «водяной горе Джедефра» в Дахла[1] и найденных недалеко от Красного моря папирусов, датированных 27-м годом правления царя[2]. Прижизненные источники, изображают Хеопса строителем многих городов и поселений по берегу реки, например, Бухена (традиционно считается, что Бухен был основан во время Среднего царства, вероятно, Сенусертом III). Если верить приведённым источникам, Хеопс отправил военную экспедицию на Синайский полуостров с целью нейтрализации местных кочевых племен бедуинов, грабивших торговцев, и разработки залежей бирюзы. В это же время надпись на камне на острове Элефантина близ Асуана указывает на то, что фараон также проявлял интерес к южным границам страны, где добывался асуанский розовый гранит.
Финскийцы выращивают финики и тростник
Это было выгодно. В частности для дворянства. Им не надо было ничего платить и отдавать землю. Они были для высших сословий как те же собаки или дома. Их могли передавать, дарить, продавать.
Преемником Ассирии был Новый Вавилон.
Вавилонский царь Набупалассар и eгo сын Навуходоносор II объединили под властью Вавилона, ставшего при них центром мировой державы, всю Месопотамию, остановили египетскую агрессию в Сирии, подчинили себе Финикию и Палестину.
Навуходоносор II с огромным размахом обстраивал Вавилон, подвергшийся невиданному разрушению по приказу Синахериба во время нашествия ассирийцев в 689 г. Навуходенюсюр писал про себя, что он, «как свою драгоценную жизнь, полюбил сооружение чертогов». Царь собственноручно рубил кедры на Ливане для своих дворцов.
Каналы Вавилона были расчищены, главная процессионная дорога замощена, реставрированы были храмы различных богов (до 40) в Вавилоне и других местах. Навуходоносор умер в 561 г. до н. э. Из его преемников только Набонид (566—538 гг. до н. э.) занимался строительством. Однако новый период подъема оказался для Вавилонии непродолжительным. Непрочность Нововавилонского царства доказывается его быстрой гибелью в борьбе с воинственными племенами иранцев, персов и мидян, объединенными династией Ахеменидов. Персы легко победили вавилонские войска и в 538 г. до н. э. без боя вступили в Вавилон. В противоположность ассирийцам персы не тронули города).
Войдя в состав персидской державы, Вавилон не играл уже прежней роли. История ново-вавилонской культуры и строительства исчерпывается, таким образом, семьюдесятью годами от падения Ниневии до взятия Вавилона персами (607 — 538 гг. до н. э.).
Новый Вавилон — центр великой азиатской державы — своими огромными размерами и своей роскошью, несомненно, далеко превосходил ассирийские города (табл. 107). Представление о плане, устройстве и главных зданиях города можно составить по материалам вавилонских летописей, по сведениям греческих писателей, например, Геродота, посетившего Вавилон в V в. до н. э., наконец, по данным раскопок нашего времени.
В Британском музее в Лондоне хранятся маленькие глиняные цилиндры с клинописными записями Навуходоносора, касающимися его работ по восстановлению и строительству храмовых, дворцовых и крепостных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора сообщают, что храмовый зиккурат был построен в свое время «древним царем», но что его верхняя часть никогда не была достроена. Речь здесь идет о знаменитой, по библейской легенде, «Вавилонской башне». Навуходоносор достроил зиккурат в семь этажей, возведя его до высоты, небывалой во всей архитектуре Двуречья (табл. 107, фиг. 1—3). Всего в Вавилоне было 53 храма, реставрированных старых и вновь построенных. Новым явлением в месопотамском городе было строительство алтарей и разбросанных по улицам капелл.
Дворцовое строительство также занимало ново-вавилонских царей. Набупаласcap пострсхил себе новый дворец в старой части города. О постройке своего огромного дворца Навуходоносор сообщает в одной из дошедших от него записей, где он говорит о поднятии террасы и о сооружении всего комплекса дворцовых зданий, особенно хвалясь при этом быстротою работы. С дворцовым строительством Навуходоносора связан вопрос о так наз. «висячих садах», легендою приписанх впоследствии царице Семирамиде.