Ярослав Мудрий (978—1054)
Перш ніж стати Великим князем Виївським, Ярослав княжив у Ростові та Новгороді. Лише у 1025 році Ярослав остаточно затвердився в Києві і став «самовладарем» на Русі. Із цього часу великий князь відмовився від ролі полководця і став одним із найвидатніших просвітителів східнослов’янського світу і політиком, який підніс на нечувану висоту авторитет Давньоруської держави.
Велич Ярослава полягала не в політичних успіхах і не у вдалих війнах, а в його невтомній праці, спрямованій на внутрішній устрій руських земель. Князь доклав чимало зусиль для подальшого поширення християнства на Русі, а для цього були необхідні освіта і підготовка руських священнослужителів. Він заклав храм святої Софії, пишно прикрасивши його фресками та мозаїкою; там же було зведено монастирі Святого Георгія і Святої Ірини. Прообразами цих будівель слугували споруди Константинополя і Єрусалима.
За часів Ярослава широко перекладалися слов’янською мовою рукописні грецькі книги. Князь був пристрасним книголюбом, скуповував сувої та рукописи і віддавав їх у бібліотеку Софійського собору, яка була доступною для загального користування. Для поширення грамоти він повелів духівництву навчати дітей, і деякі училища того часу налічували до трьохсот учнів. При Ярославі було складено «Руську правду» — збірник законодавчих настанов, які діяли на Русі. Він будував нові міста, захищав торговельні шляхи від кочівників, розвивав відносини із Заходом.
<span>Ярослав помер у Вишгороді під Києвом у віці 76 років, ще за життя розподіливши київські володіння між синами. У своєму заповіті мудрий правитель застеріг своїх спадкоємців від суперечок і міжусобиць і заповів жити у братній любові.</span>
Полісся не входить в територію сучасної Укр
Ответ:
Абсолютная монархия — 3,4,5
Сословно-представительная монархия — 1,2
Значение, возможно эмблема государства, предприятия, социальной группы.
Тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов: землевладельцев-феодалов и простолюдинов (крестьян и, в меньшей степени, ремесленников) , занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение. Феодалы связаны друг с другом особыми правовыми обязательствами, соответсвующими феодальной иерархии.
Признаки:
Во-1-х, наличие феодальной собственности - монополия господствующего класса феодалов на основное средство производства – землю (собственность феодальной иерархии в целом или верховная собственность государства) ; при этом собственность на землю неразрывно связана с господством над непосредственными производителями – крестьянами. Для феодала ценность представляла земля не сама по себе, а в соединении с работником, её возделывающим, – основным и решающим элементом производительных сил того времени.
Во-2-х, наличие у крестьянина самостоятельного хозяйства, ведущегося на формально "уступленном" ему господином наделе, который фактически находился в наследственном пользовании одной и той же возделывавшей его крестьянской семьи. Не располагая правом собственности на землю, такая семья могла быть собственником орудий труда, скота и другой движимости.
Из отношений феодальной собственности вытекало "право" феодала на безвозмездное присвоение прибавочного продукта крестьянского труда, т. е. право на ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Т. е. , феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства производителей-крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Поскольку крестьянин был фактическим владельцем своего земельного надела, внеэкономическое принуждение, которое варьировалось от крепостной зависимости до простого сословного неполноправия. было необходимым условием присвоения феодалом земельной ренты, а самостоятельное крестьянское хозяйство – необходимым условием её производства. Это наиболее соответствовало достигнутому к тому времени уровню производительных сил в качестве основы общественного производства в целом.