Краткая история австро-венгерской империи
Краткая до степени, необходимой для
уяснения культурно-исторического контекста некоторых публикуемых на
сайте материалов. На неполноту не пенять - на ошибки можно. (МК)
6 - 7 вв. н.э. - Заселение территории Австрии германскими и славянскими племенами.
1282 г - Утверждение германской династия Габсбургов.
16 в. - Отражая наступления турок, Австрия отвоевывает и
присоединяет к своим владениям часть Юго-Восточной Европы, становясь
многонациональной монархией. Ее главной имперской идеей становится идея
объединения христианского мира в борьбе против общего врага - Османской
империи.
16-18 вв. - В состав монархии входят Чехия, Силезия, Венгрия,
часть польских, западно-украинских, южнославянских, итальянских и других
земель.
1848 - 1849 гг. - Национальные а также социальные противоречия
внутри многонациональной империи вылились в революцию. Не смотря на ее
подавление и восстановление абсолютизма, результатами ее явились реформы
в финансовой, образовательной, таможенной, аграрной и других областях. В
частности в Чехии крестьяне получают землю в свободное владение,
устанавливается равноправие чешского языка с немецким (он становится
языком преподавания), евреям открыт доступ в средние школы и
университеты, упразднены сословные привилегии, установлено равенство
перед законом, заключаются договора о свободной торговле с другими
государствами.
Императором становится Франц Иосиф - миролюбивый монарх, сочетавший в
своем характере добродушие и любовь к армейской дисциплине. Он владел
французским, итальянским и инглийским языками, латынью, мог изъясняться
на венгерском, чешском и польском языках. Франц Иосиф удерживался на
престоле почти 68 лет (до 1916 г.)
1867 г. - Под давлением внешне- и внутриполитических
обстоятельств Австрийская империя преобразовывается в двуединую
монархию, названную "Австро-Венгрией". Несмотря на то, что славянского
населения в империи было немногим меньше половины, его присутствие не
было отражено ни в системе государственного устройства, ни в самом
названии империи. Славянские народы считались "неисторическими", и их
политические права габсбургской династией в полной мере не признавались.
Венграм же предоставлена автономия, либеральная конституция, равные
права с австрийцами; им позволено иметь собственную армию. В том же году
Франц Иосиф коронуется в Будапеште как венгерский король. Вскоре,
однако, вводится автономия и в славянских землях: полная - в Галиции и
частичная - в Чехии. Во всей империи устанавливается суд присяжных.
Объявлено равноправие исповеданий.
В целом правительство Франца Иосифа, разумно сочетая во внутренней
политике методы реформирования, репрессий и попеременных уступок, и,
исходя, прежде всего, из наднациональных интересов, весьма успешно
сохраняло целостность и благополучие беспокойного многонационального
государства.
По поводу споров о национальных границах и статусах Франц Иосиф
высказывался так: «Пусть с этим разбирается сам дьявол».
1908 г. 6 октября Австро-Венгрия аннексирует Боснию и
Герцеговину, входившие в состав Османской империи и граничащие с
Сербией. Это приводит к возникновению первого балканского кризиса -
задеты интересы нескольких государств.
1910 г. - Национальный состав Австро-Венгрии:
<span><span><span>Немцы(австрийцы)12 млн,23,4%</span><span>Венгры10 млн,19,6%</span><span>Чехи6.4 млн,12,5%</span><span>Поляки5 млн,9,7%</span><span>Сербы и хорваты4.4 млн,8,5%</span><span>Русины(украинцы)4 млн,7,8%</span><span>Румыны3.2 млн,6,3%</span><span>Словаки2 млн,3,8%</span><span>Словенцы1.3 млн,2,4%</span><span>Итальянцы0.7 млн,1,5%</span><span>Прочие2.3 млн,4,5%</span><span>Всего51.4 млн,100%</span></span></span>
1.Богемия, 2.Буковина, 3.Каринтия, 4.Крайна, 5.Далмация, 6.Галиция и
Лодомерия, 7.Австрийское приморье, 8.Нижняя Австрия, 9.Моравия,
10.Зальцбург, 11.Австрийская Силезия, 12.Штирия, 13.Тироль, 14.Верхняя
Австрия, 15.Форарльберг, 16.Венгрия, 17.Хорватия и Славония, 18.Босния и
Герцеговина
Подробная карта расселения народов империи в 1911 г.
Краткая "эмоциональная" история народов империи под конец "Прекрасной эпохи"
1912 г. - Соседние с Австро-Венгрией страны (Сербия, Болгария,
Греция и Черногория) заключают военно-политический союз (Балканский
Союз) и вступают в войну с Турцией за освобождение территорий
Балканского полуострова из-под власти Османской империи. Война
оканчивается в 1913 году победой стран-союзниц над Турцией и военными
разногласиями между бывшими союзниками. В результате всех событий Сербия
вдвое увеличивает свою территорию и, охваченная небывалым национальным
подъемом, поддерживаемая Россией, начинает склонять южнославянские
народы, в том числе и соседнюю австро-венгерскую Боснию-Герцеговину, к
объединению (анимированная карта Балкан)
1919 г. Сен-Жерменский мирный договор определяет границы Австрии
сама писала раньше
Музей этнографии и ремесел<span>«В домовитом хозяйстве и всюду всякому человеку … всякое дело начинать и всякое рукоделие исполнять и всякое ремесло, ибо ему божья милость сопутствует, ангелы невидимо помогают… и дело такое Богу сладко…»«Домострой» (16 век)</span><span>Именно с такой целью в 2001 г. по инициативе и под непосредственным руководством заслуженного работника культуры Поляковой Е.Н., в то время директора БОМЦ «Народноетворчество», и был создан музей этнографии и ремесел. </span>Одна из основных тем экспозиции музея – традиционный славянский костюм и рушник, поскольку в изготовлении национальной одежды – как праздничной, так и повседневной, - синтезируются почти все древнейшие формы и способы рукоделия: ткачество, шитье, вышивка, кружевоплетение, вязание, бисер и т.дВ экспозиции музея представлены все условно выделяемые четыре основных типа женского праздничного костюма: паневный, сарафанный, юбочный и смешанный.<span>Подлинный костюмный комплекс из с. Дорожово Брянского района, костюмы из Жуковского и Карачевского районов можно без преувеличения назвать самыми ценными экспонатами музея, отражающими все многообразие и родство традиционной славянской культуры в части изготовления и декорирования национальной одежды.</span><span>Интересны и головные уборы: повойники, кокошники и уникальный в своем роде головной убор из с. Ружное Карачевского района – «орлы», представляющий собой трехметровое полотнище, завязанное редким неповторимым способом.
Самый внушительный экспонат музея – ткацкий станок («кросны») из с.Верещаки Новозыбковского района, широко известного своим знаменитым промыслом – «верещакское ткачество». Яркие «чернобровые» и более ранние по хронологии – красная нить по белому фону – рушники с разнообразными орнаментами, несущими обязательную смысловую нагрузку (свадебную, обрядовую, религиозную и т.д.) придают экспозиции музея неуловимый оттенок домашнего уюта. С другой стороны рушники – настоящие «учебники» жизни с зашифрованной в их орнаментах и текстах мудрой и поучительной информацией. Несколько верещакских рушников хранятся в Государственном историческом музее.</span><span> <span>На центральном подиуме замерли фантастические звери и животные с причудливыми рогами, всадники, сказочные птицы. Это – «живые» свидетели не менее распространенного и известного на Брянщине промысла «Мглинская игрушка», возрожденного талантом и любовью народного мастера России Хомрачева А.В.
Мглинские игрушки–свистки, «поющие» бараны и совы вызывают неподдельный восторг у всех посетителей музея от мала до велика.
Некоторые образцы этого, уходящего корнями в самые глубины народной жизни, промысла были приобретены Эрмитажем, Государственным историческим музеем,музеем этнографии народов России.
Широко представлена керамика и в другой своей ипостаси – в гончарном деле.</span></span>Глазурованные горшки, махотки, кувшины и кринки известных мастеров из Синего Колодца Новозыбковского района Павленко А.Т., Павленко И.А. Вороньим оперением отливают изделия дубровского гончара, мастера чернолощеной керамики Боброва В.С., выполненные по специальной технологии. Поражают изысканностью форм вазы и декоративные тарелки брянского умельца Устинова В.М.Бережно сохраняют традиционные приемы и способы резьбы по дереву мастера лесного брянского края: братины и ковшы, различные виды плоскостной и объемной резьбы украшают «деревянный» раздел музея. Есть в экспозиции и работы А.Хохлова. известного по участию в создании уникальных скульптур в парке им. А.К.Толстого.<span>Также объемно и выразительно отражены в экспозиции музея изделия из лозы от традиционных брянских «грибных» корзин и лукошек до изящных дамских сумочек, античных ваз и абажуров народного мастера России А.Ф.Булычева.
Можно долго перечислять все виды и жанры народного творчества, представленные в экспозиции, но, как говорится, лучше один раз увидеть, что здесь есть чеканные чаши и кубки Филимонцева А.А., выполненные в духе лучших древнерусских традиций, бисерные гайтаны и ожерелья С.В.Скробовой и ее учеников, многочисленные изделия, расписанные Т.Е.Жучковой и ее студийцами, кружево Беренчука А.Л., вышитые картины Левкиной Д.С., Силаковой Л.Г., Алешиной Л.А., береста, соломка, куклы…
Помимо экспонатов, отражающих развитие собственно декоративно-прикладного творчества, в музее нашли свое место и многочисленные предметы труда и быта от широко распространенной прялки до ставшей раритетом ручной мельницы.
Фонды музея формировались и формируются различными способами, но подавляющая часть экспонатов передана в дар музею народными умельцами.
Организаторы музея глубоко благодарны старейшей вышивальщице г. Брянска Левкиной Д.С. за коллекцию вышитых картин, реконструкцию народного костюма и множество рукодельных изделий и всем тем, тепло чьих рук хранят многочисленные экспонаты музея.
</span><span>Характерной особенностью подобных музеев является то, что все экспонаты (за редким исключением) можно потрогать руками, можно поработать на кроснах, на прялке, послушать патефон, посвистеть в любую свистульку – все это оживляет экспозиционную работу, учитывая возрастные особенности восприятия.</span>
1 Одной из самых древних общностей, проживавших на территории современной Беларуси, этническую принадлежность которой можно установить, являются финно-угры – народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские.
2
После монгольского нашествия политическая жизнь, хотя и в некоторой зависимости от татар, продолжалась в Галицко-Волынском княжестве еще 100 лет. Оторванная от своего естественного центра, Киева, она тянется к Западу, входит в разнообразные сношения с Венгрией, Австрией, Польшей, Германией, Римом. Впервые под давлением татарского ига возникает мысль о более тесной связи с Западом посредством унии с Римом, и эта мысль со времен Данила Галицкого не исчезает
ЕСЛИ НЕ ТРУДНО СЕРДЕЧКО И КОРОНУ ПЖ)