Герасим-глухонемой, крепостной крестьянин. он служит дворником у старой капризной барышни в Москве.Однажды Герасим спасает маленькую собачку,которую кто-то бросил ы реку.Герасим берёт собачку к себе,ухаживает за ней и дает кличку "Муму".Вскоре собачка становится лучшим другом Герасима.можно сказать что Герасим хоть и глухонемой,но очень добрый и очень любит животных.
Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем — патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой. Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада. Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.
У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.
Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:
* «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.
Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».
Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».
Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.
Это воспоминание о старенькой бабушке, которая пела детям песни, учила молитвам и рассказывала сказки и истории.Одна из историй была о человеке, который искал огонь, чтобы разжечь костёр и согреть мать и дитя. В поисках он набрёл на стадо овец. Ни набросившиеся на него собаки, ни брошенная в него палка пастуха не причинили ему вреда. По спинам плотно лежащих овец, которые даже не пошевелились, незнакомец подошёл к костру и взял горячие угли, которые его не обожгли. Удивлённый пастух последовал за человеком, который привёл его к пещере, где находились мать и младенец. Пастух, увидев замёрзшего ребёнка, отдал ему тёплую овечью шкуру, и тотчас над пещерой воспарили ангелы, прославляющие родившегося Спасителя Мира. И тогда пастух понял, почему в эту ночь никто никому не причинил вреда:"Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной".Со смертью бабушки дверь в волшебный мир историй и сказок закрылась, но рассказ о Рождественской ночи девочка запомнила на всю жизнь,
Великий русский поэт. Автор знаменитых стихотворений «Смерть поэта», «Бородино», романтической драмы «Маскарад», первого в русской литературе социально-психологического и философского романа «Герой нашего времени», эпической «Песни про …купца Калашникова» …По силе протеста и отрицания, по энергии и языковой выразительности поэзия Лермонтова не имеет ничего подобного в русской литературе.Родился М. Ю. Лермонтов 3 октября 1814г. в Москве. В возрасте «полугоду» родители привезли его в Тарханы, имение бабушки Е. А. Арсеньевой. В неполные три года остался без матери. В Тарханах был свидетелем семейной драмы между бабушкой и отцом, в результате которой остается с Е. А. Арсеньевой.В доме бабушки получил серьезное домашнее образование, которое продолжил в Московском благородном пансионе. Ко времени учебы в пансионе относится начало его поэтической деятельности.В 1830г. поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В этом же году в журнале «Атеней» было впервые напечатано стихотворение «Весна».В 1832 г. поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где принимал участие в составлении рукописного журнала «Школьная заря», в котором были помещены его юнкерские поэмы «Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша», и его юнкерские стихи.В ноябре 1834г. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. В феврале 1837г. за стихотворение «Смерть поэта» (отклик на смерть А. С. Пушкина) был переведен тем же чином в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Здесь произошло знакомство Лермонтова с Белинским и ссыльными декабристами.3 января 1838г. Лермонтов возвратился из ссылки. В это время вышли в свет «Песня про …купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Дума», «Поэт», «Три пальмы» …18 февраля 1840г. за дуэль с сыном французского посланника Э. Де Барантом был арестован и заключен в Ордонанс-гаус, а затем снова выслан на Кавказ.На Кавказе Лермонтов участвовал во всех военных операциях, «удивляя своей удалью старых кавказских джигитов».<span>15 июля 1841г. на дуэли с Н. Мартыновым Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, в апреле 1842 г. гроб с его телом был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище.</span>
<span>Степан выполнил приказ Хозяйки, она помогла ему получить вольную и наградила. А он, женившись, не забыл её и умер там, где впервые встретился с ней, зажимая в руке её подаренные слёзки</span>