1. В. Дубровскому было трудно оставаться в своём, родном доме зная, что он достанется ему врагу, К.П. Троекурову. Ему было трудно сжигать место, где он вырос и стал мужчиной, но по иронии судьбы ему пришлось это сделать.
2. Дубровский связался не с теми людьми, и поэтому стал участником банды. В своём смысле, он хотел использовать её в своих целях для спасения Маши.
Главный герой произведения отражен в образе Мечтателя, за которым не сложно увидеть самого Достоевского. Этот человек отличается от большинства других особым мышлением и отношением к миру. Мечтатель постоянно погружен в свои мысли, в которых он создает идеальные, на его взгляд, сюжеты и совершенно идеальных людей. Он склонен грезить о чем-то ярком и необычном, хотя признается, что глубоко в душе он очень робкий и одинокий, потому что чувствует себя лишним в окружающем мире. Скорее всего, реальность не соответствует представлению Мечтателя о прекрасном, и он сбегает от тяжелого и жестокого настоящего в мир своих грез.
Еще один важный персонаж – это Настенька, милая девушка, в которую влюбляется главный герой. Внезапно возникшая любовь к ней делает счастливым Мечтателя и возвращает его из возвышенных фантазий, пусть и ненадолго, в реальный мир. Он готов практически на всё ради того, чтобы возлюбленная была счастлива. Но в итоге Настенька покидает его и связывает свою судьбу с другим человеком. А Мечтатель снова остается в одиночестве и погружается в печаль и грезы.
Было ли счастливое будущее у Мечтателя с Настенькой? Не разрушатся ли столь прекрасные чувства при столкновении с реальной жизнью? Ведь они были знакомы так недолго, всего лишь несколько дней. А настоящие отношения – это каждодневный труд, совместные проблемы, которые нужно преодолевать вместе. Получилось бы это у Мечтателя, человека, с полным отсутствием не только опыта любовных отношений, но и просто опыта обычного общения? Может, несмотря на трагизм ситуации, это было лучшим вариантом развития событий? Ведь светлое чувство и хорошие воспоминания останутся с Мечтателем и дальше, а вот разочарование в реальном человеке, когда любовь разбивается о быт и разногласия, оставляет глубокие раны.
Одинокий Мечтатель чувствует себя непринятым окружающим миром, совсем чужим в нем. Но в то же время, он не презирает общество, а наоборот, испытывает огромную симпатию не только к малознакомым людям, но и к домам в Питере. Образ Петербурга в романе также играет немаловажную роль. Город представляется герою живым и дружелюбным, и Мечтателю кажется, будто деревья и строения на улице с ним общаются и понимают его. На всем протяжении романа, читатель может наблюдать постоянную рефлексию Мечтателя. Герой анализирует свое состояние, чувства, размышляет о своем существовании и о своем месте в этом мире.
Но все же, главный герой не был отвергнут обществом. Мечтатель сам сбежал в мир своих фантазий, он и сам отвергает мир, избегает других людей. Знакомство с Настенькой было первой попыткой реального взаимодействия с миром, и нельзя сказать, что она не удалась.
Девушка приняла его, пыталась понять. И даже согласившись выйти замуж за другого мужчину, которого она полюбила задолго до знакомства с нашим героем, Настенька предлагает юноше продолжение дружбы и общения. Ведь она – тоже мечтательница, оторванная от мира. Правда, не добровольно, как главный герой, а невольно, стараниями своей бабушки. Но Настенька, в отличие от Мечтателя, всеми силами пытается в мир вернуться, вырваться из убогого бабушкиного мирка.
Композиция произведения построена очень оригинальным образом. Роман «Белые ночи» содержит 5 глав – одно утро и четыре ночи. Эти ночи были очень важными в жизни Мечтателя, ведь ему посчастливилось испытать настоящие чувства к реальной девушке. Да, они оказались безответными, но он сохраняет возвышенность своей любви и благодарен Настеньке за нее. Его отвергнутая любовь не переходит в ненависть, как часто бывает и в жизни, и в книгах. В последней фразе романа и заключается главная мысль произведения: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» То есть, главный смысл жизни с точки зрения Мечтателя – это любовь, которая питает душу и наполняет ее блаженством. И тот, кто хотя бы раз испытал ее, может считать, что жил не зря.
Говоря о героях романа Шолохова «Поднятая целина», в первую очередь, нужно обратить внимание на их неоднородность. Одним из ярких представителей крестьянства является Кондрат Майданников. Казалось бы, это совсем неприметный человек, но его отличает удивительная воля и желание стать частью нового, справедливого общества.
Изначально Майданников уверен, что колхоз – это единственный путь к лучшей жизни. Сомнения приходят к нему намного позднее. Писатель так передает его размышления: «Как будет в колхозе? Всякий ли почувствует, поймет так, как понял он, что путь туда – единственный, что это – неотвратимо?.. Что, если разбредутся люди через неделю же, испугавшись трудного? Тогда – на шахты, кинув Гремячий на всю жизнь».
Важно отметить, что «перестраиваться» герою было весьма нелегко. С трудом он начал заботиться и волноваться не только о своем хозяйстве, но и о чужом добре. Пристально вглядываясь в душевный мир своего героя, М. Шолохов показывает, что дело тут не только в «инстинкте собственничества», в силе привычки, тяготевшей над сознанием и чувством. Трудная душевная борьба героя находит свое психологическое объяснение, как мне кажется, в условиях жизни самого Кондрата. Тяжелым трудом, отказывая себе и своей семье в самом необходимом, потом и кровью, собирал Кондрат свое немудрое хозяйство. «Все это оттого, что трудно наживалося. У кого всего по ноздри, этому, небось, не так жалко», - думает герой.
На мой взгляд, есть некоторый иронический подтекст в словах Шолохова «нелегко давался Кондрату колхоз! Со слезой и с кровью рвал Кондрат пуповину, соединявшую его с собственностью, с быками, с родным паем земли». Но и симпатия писателя к этому герою несомненна.
Еще одним ярким представителем крестьянства является Иван Аржанов. Очень тяжело складывалась жизнь этого человека, который много вытерпел, начиная еще с детских лет. Всю жизнь он тешил себя надеждой отомстить людям, избившим его отца и сделавшим калекой его. Перед смертью отец сказал Ивану: «Вот что, сынок, тебе уже тринадцатый год идет, ты после меня останешься за хозяина, запомни: били меня Аверьян Архипов и два его брата, Афанасий и Сергей Косой…Сейчас ты маленький, вырастешь большой – вспомни про мои муки и убей Аверьяна!»
Иван Аржанов исполнил обещание, данное им отцу. Но мстил он, в первую очередь, за жестокие издевательства над человеком и лишь потом - за свою боль. Таков этот простой казак…
Нельзя не вспомнить и образ Ипполита Шалого, который больше всего ценил в людях доброту и понимание. Однажды в его курене жил «ответственный районный работник». От хозяев он требовал, чтобы «картошку не на сковородке, а на тарелке приносили» и чтобы не подавали рушник, а какую-нибудь салфетку. На что «рассерчал Ипполит Шалый и говорит: «Гнида ты вонючая, а не культурный человек! Ежели ты культурный, так жри на том, что тебе подают, и утирайся тем, что дают… Бери-ка … свою портфелю, милый человек, и дуй на все четыре стороны, а мне ты, такой гордый, окончательно без надобности».
Шолохов показывает, что крестьяне – это люди, обладающие чувством собственного достоинства и также заслуживающие внимания и уважения.
Совсем иные герои - Половцев и Островной, которые не могут смириться с новой властью. Так, Яков Лукич Островной до революции мечтал о большом хозяйстве, о паровой мельнице, об автомобиле, о сыне-офицере в белых перчатках. Но всему это не суждено было сбыться, ибо война, а затем и советская власть, полностью отрезали его от прошлого. «Не будь гонения на богатых, я бы, может, теперь по своему старанию первым человеком в хуторе был», - с горечью говорит Островнов Половцеву.
В характере Половцева сентиментальность чудовищно переплетается с жестокостью. Так, например, в некоторые моменты своей жизни этот человек проявляет удивительную нежность и добрые чувства. Он говорит Якову Лукичу: «Люблю я, Лукич, кошек! Лошадь и кошка – самое чистоплотное животное…Кошек чертовски люблю. И детей. Маленьких. Очень люблю, даже как-то болезненно. Детских слез не могу слышать, все во мне переворачивается…» Но если сопоставить эти слова с эпизодом, когда Половцев зверски зарубил топором Хопрова и задушил его жену, а затем преспокойно пил «взвар» и ел груши, то раскрывается истинная сущность этого человека.
В этом городе нет никакого порядка: в больницах врачи ходят грязно,
больные «походят на кузнецов» и курят крепкий табак, а врачи о них даже
не заботятся: «если умрет, он так умрет, если выздоровеет, то и так
выздоровеет» , в здании суда сторожа разводят гусей и сушат белье,
заседатель вечно пьян «от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел
из винокурного завода» , а судья ведет докладную записку так, что «сам
Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда» . В учебных
заведениях преподаватели при объяснении материала то делают гримасы, то
рассказывают очень эмоционально, то есть подают плохой пример ученикам. А
на улицах грязно «я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок
телег всякого сору» .
Но и живется людям в этом городе несладко. Особенно купцам, которых чиновники всячески обирают. Городничие берут все, что на глаза ни попадет. А также он купцов «постоем совсем заморил» . Но не только городничий был несправедлив к купцам, но и ко многим другим. Например, городничий приказал сдать в солдаты женатого человека (а это не по закону) и лишить жены мужа. Хотя следовало вместо этого мужчины взять сына портного, но его (портного) родители подкупили городничего. Или совсем невинного человека, а именно унтер – офицершу, высекли, да и притом за ошибку еще и штраф заставили платить. Вот каков образ уездного города. А верхушка состояла из взяточников,и чиновников,которым было все равно на низшие слои населения.