Хороший вопрос. За ним - целый пласт событий в истории европейской литературы.
Прежде всего, давайте зададимся вопросом
<h2>когда и почему появляется любая пародия?</h2>
Нечто чрезвычайно популярно, его так много, что, фигурально выражаясь, мозгу негде ногу поставить, чтобы не наступить на это. Давайте вспомним, когда появились пародии на "Гангам стайл"? - Правильно, когда эта песенка на тарабар... пардон... корейском языке звучала из каждого утюга. Пародировать то, что никто не знает, не имеет смысла, потому что успех пародии - в удачном обыгрывании особенностей и (особенно!) слабых сторон оригинала. Популярность - первое условие, а избыточность приговаривает произведение на появление пародии.
Во времена Сервантеса рыцарский роман внезапно получил чудовищную известность. В странах, где этот жанр появился и имел многовековую историю (Франция, Англия, Германия), к XVI веку был давно неактуален, поскольку отражал менталитет (образ жизни и взгляды) глубокого средневековья, а в Европе давно развивались капиталистические отношения. Искусство ответило на качественное изменение менталитета эпохой Возрождения, ей на смену постепенно созревало Просвещение, а в Испании вдруг наступила мода на это моральное старьё! Внезапно эту литературу начали строчить в поистине промышленных масштабах. К моменту публикации "Дон Кихота" их было почти полсотни! Вскрыть нарыв нездорового "хайпа" могло лишь качественно сделанное издевательство, чем и оказалась книга Сервантеса.
<h2>Что делает книгу долгожительницей?</h2>
Вовремя появившийся качественный текст будет оценен современниками, а для последующих поколений станет образцом для подражания если не в том, как следует писать романы, то эталоном в обращении с родным языком. Когда волна ажиотажа вокруг "Хитроумного идальго" спала, читатели обнаружили, что произведение ценно само по себе, а не только как пародия. В книге была обнаружена самодостаточность, глубина, оказалось, что её можно перечитывать и открывать для себя что-то новое.
<h2>Почему многие некогда популярные произведения позже прочно забываются?</h2>
Дань моде заставляет жить книгу по законам моды. Сначала "хайп" (ажиотаж, неслыханная популярность), затем когда-то востребованное приедается, надоедает, от него отворачиваются. Кто сейчас добровольно станет перечитывать "Дети Арбата" Рыбакова? Даже так спрошу: кто ещё помнит об этой книге? Кто из молодых знает о ней?
Ажиотаж приходит и уходит, если книге больше нечего предложить, она морально устаревает - это и произошло с сочинениями о рыцарских подвигах.
Ушли в прошлое турниры, люди элементарно перестали интересоваться историями о сражениях с драконами (реальность оказалась интересней, люди возвращались из Америки, Индии, Азии с гораздо более захватывающими рассказами).
Развитие книгопечатания удешевило книги, сделало их доступными слоям населения, для которых воспевание разборок во имя прекрасной дамы были так же интересны, как современному россиянину - советский производственный роман про перевыполнение плана на сталепрокатном заводе.
Стиль Сервантеса кажется нам уже тяжеловатым, но он лёгок, как пёрышко, по сравнению с тем, как писалась рыцарская литература.