МЫ В ШКОЛЕ ТАКОЕ ДЕЛАЛИ
<span>Взмахнул двенадцатый он раз. Их отсекал искусно он. Вдруг
искры брызнули из глаз. Удар по темени силен. Очнулся в юрте есаул. и
замолчал, все оглядев. Очерченные черты скул. Степные люди - скорбь и
гнев. он видел лишь впервые их. За кем гонялся по степям. И мстить за
дочерей своих Степной совет явился сам. Раздался есаула рев. Увидев
пытку, взвилась брань. Двенадцать девичьих голов Плели из кос своих
аркан. Среди мятежного аула Раздалась вдруг девичья песнь. Над головою
есаула звенела песня, с нею месть. Степные девы повернулись. В руках
сжимая свой аркан. К нему девица тут нагнулась. Пропев как
птица:-капитан! И опустив на есаула Сплетенную из косы месть Она как
ветка разогнулась, а есаул вдруг сжался весь.петлю замкнул,как будто
сонный. И хор девичий вмиг застыл. Из кос двенадцати сплетенный Аркан
девичий крепок был.</span>
Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, — это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. Самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было сказано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
<span> Действующих лиц можно разделить на три группы: отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин), положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум), в третью группу входят все остальные персонажи — это главным образом слуги и учителя. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: “Я и своих поросят завести хочу”, “коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын, если...” </span>
<span> Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — “скот”. Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”. </span>
<span> Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда в отличие от отца он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”. </span>
<span> Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям. </span>
<span> Здороваются: </span>
<span> Кутейкин: “Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы”. </span>
<span> Цыфиркин: “Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать...” </span>
<span> Прощаются: </span>
<span> Кутейкин: “Нам восвояси повелите?” </span>
<span> Цыфиркин: “Нам куда поход, ваше благородие?” </span>
<span> Ругаются: </span>
<span> Кутейкин: “Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!” </span>
<span> Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!” </span>
<span> У всех действующих лиц, кроме положительных, речь очень колоритная, эмоционально окрашенная. Можно не понимать значения слов, но всегда понятен смысл сказанного. </span>
<span> Например: </span>
<span> — Я вас доеду. </span>
<span> — У меня и свои зацепы востры. </span>
<span> Речь положительных героев такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи. </span>
<span> Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Старо дума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдивым. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и “...всякое слово врезано будет в сердце”. </span>
<span> В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей. Человек изображается объемно, идеал — в плоскости.</span>
Аркадий Гайдар
Тимур и его команда
Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.
В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим
дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.
<span>Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:</span>