<span>I.
Направо темнели холмы, которые<span>
(— подлежащее: КТО?), казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное,
налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было
понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была <em>видна</em>, как и днём, но уж её нежная
лиловая окраска, затушёванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во
мгле.
II. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё <em>прекрасна</em> и <em>полна</em> жизни. (...) Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, </span>какой (_ _ _ дополнение: ЧЕГО?) не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который (_._._ обстоятельство: КОГДА?) хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то (~~~ входит в состав обособленного опр<span>еделения) голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах <em>густ</em>, <em>сладко-приторен</em> и <em>нежен</em>.
III. (...)
IV. А когда (_._._ обстоятельство времени) восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух <em>прозрачен, свеж</em> и <em>тёпел</em>, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далёкое пространство <em>видны</em> черепа и камни. (...)
А взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на </span>котором (_._._ обстоятельство: ГДЕ?) ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему<span> (_._._ обстоятельство причины) тёплый воздух недвижим, </span>почему (_._._ обстоятельство причины) природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда<span>(_._._ обстоятельство времени) светит луна. Оно <em>страшно, красиво</em> и <em>ласково</em>, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
V. (... )Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает </span>кем и когда (~~~ части обособленного определения), бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и всё то, что (_ _ _ дополнение: ЧТО?) сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что (_ _ _ дополнение: ЧТО?) видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она <em>одинока</em>, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца!</span>
__
<span><span>1. </span>Кр. прилаг. выделены курсивом, в предл. выступают сказуемыми.</span>
<span><span>2. </span>Относит. местоим. выделены жирным шрифтом, их роль в предл. указана в скобках (явл. союзными словами).</span><span>
<span>3. </span>Случаи написания Ь в глаголах (здесь):</span>
<span><span> 1) </span>в неопр. ф.: постичь, всматриваться;</span>
<span><span> 2) </span>во 2-м л. ед. ч. наст. и буд. вр.: едешь, видишь;</span>
<span><span> 3) </span>в возвратном суфф.-СЬ: казалось, собиралась.
</span><span>4. Случаи написания НЕ/НИ в словах текста:
</span> <span>1) раздельно с глаголами: не кричат;</span>
2) НЕ с причастиями:
<span><span> - слитно с одиночными прич.:</span> неуснувшей;
</span> - раздельно с прич., у к-рых есть зависимые слова: <span> <span>никем не воспетые;
</span></span><span> 3) слитно с отриц. местоим. (без предлога): никем, никому;</span>
4) раздельно с повторяющимся союзом НИ… НИ: ни облачка, ни пятна;
5) слитно со словами, которые не употребляются без НЕ: немножко;
6) слитно с сущ., прилаг., нареч. при возможности замены синонимом без НЕ: непонятной;
7) раздельно с сущ. (прилаг., нареч.) в случае противопоставления с союзом а (явного и скрытого):
<span> Не разбойник ли это?
</span><span> …не человек, а одинокий куст или большой камень.</span>
<span> 8) - установившееся раздельное написание с определенными прилаг. (также перешедшими в другие части речи) не видно, не нужных;</span>
<span> - установившееся слитное написание прилагательных на -им, перешедших из кр. страд. прич. наст. вр.: недвижим.
</span><span>5. Предложение, в к-ром роль сказуемого выполняют прилаг. сравн. ст.:
</span><span> Подозрительные <u>фигуры</u>, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее.</span><span><span>
Г</span>рамм. основа:
фигуры кажутся чернее (и) смотрят угрюмее.<span>
</span></span>
II. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё <em>прекрасна</em> и <em>полна</em> жизни. (...) Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, </span>какой (_ _ _ дополнение: ЧЕГО?) не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который (_._._ обстоятельство: КОГДА?) хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то (~~~ входит в состав обособленного опр<span>еделения) голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах <em>густ</em>, <em>сладко-приторен</em> и <em>нежен</em>.
III. (...)
IV. А когда (_._._ обстоятельство времени) восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух <em>прозрачен, свеж</em> и <em>тёпел</em>, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далёкое пространство <em>видны</em> черепа и камни. (...)
А взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на </span>котором (_._._ обстоятельство: ГДЕ?) ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему<span> (_._._ обстоятельство причины) тёплый воздух недвижим, </span>почему (_._._ обстоятельство причины) природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда<span>(_._._ обстоятельство времени) светит луна. Оно <em>страшно, красиво</em> и <em>ласково</em>, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
V. (... )Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает </span>кем и когда (~~~ части обособленного определения), бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и всё то, что (_ _ _ дополнение: ЧТО?) сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что (_ _ _ дополнение: ЧТО?) видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она <em>одинока</em>, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца!</span>
__
<span><span>1. </span>Кр. прилаг. выделены курсивом, в предл. выступают сказуемыми.</span>
<span><span>2. </span>Относит. местоим. выделены жирным шрифтом, их роль в предл. указана в скобках (явл. союзными словами).</span><span>
<span>3. </span>Случаи написания Ь в глаголах (здесь):</span>
<span><span> 1) </span>в неопр. ф.: постичь, всматриваться;</span>
<span><span> 2) </span>во 2-м л. ед. ч. наст. и буд. вр.: едешь, видишь;</span>
<span><span> 3) </span>в возвратном суфф.-СЬ: казалось, собиралась.
</span><span>4. Случаи написания НЕ/НИ в словах текста:
</span> <span>1) раздельно с глаголами: не кричат;</span>
2) НЕ с причастиями:
<span><span> - слитно с одиночными прич.:</span> неуснувшей;
</span> - раздельно с прич., у к-рых есть зависимые слова: <span> <span>никем не воспетые;
</span></span><span> 3) слитно с отриц. местоим. (без предлога): никем, никому;</span>
4) раздельно с повторяющимся союзом НИ… НИ: ни облачка, ни пятна;
5) слитно со словами, которые не употребляются без НЕ: немножко;
6) слитно с сущ., прилаг., нареч. при возможности замены синонимом без НЕ: непонятной;
7) раздельно с сущ. (прилаг., нареч.) в случае противопоставления с союзом а (явного и скрытого):
<span> Не разбойник ли это?
</span><span> …не человек, а одинокий куст или большой камень.</span>
<span> 8) - установившееся раздельное написание с определенными прилаг. (также перешедшими в другие части речи) не видно, не нужных;</span>
<span> - установившееся слитное написание прилагательных на -им, перешедших из кр. страд. прич. наст. вр.: недвижим.
</span><span>5. Предложение, в к-ром роль сказуемого выполняют прилаг. сравн. ст.:
</span><span> Подозрительные <u>фигуры</u>, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее.</span><span><span>
Г</span>рамм. основа:
фигуры кажутся чернее (и) смотрят угрюмее.<span>
</span></span>
0
0