Не известны факты знакомства Аксакова с мемуарами Болотова. В данном случае не это важно. Первостепенный интерес представляют принципиальные отличия в предложенных ими просветительских по духу интерпретацях отдельных сходных событий, происшедших с героями их автобиографических повествований в раннем детстве и якобы сохранившихся в их памяти. "
Весьма характерной для социокультурной ситуации рубежа XVIII - XIX веков стала нежная родительская (главным образом материнская) забота о здоровье ребенка. Эти новые бытовые веяния, вторгшиеся в традиционный уклад жизни дворянской семьи, получили художественное преломление в автобиографических повествованиях Аксакова и Болотова.
В экспозиции рассказов о первых годах жизни своих героев выздоровление после смертельно опасных для жизни ребенка болезней.
Вот как описывает Болотов трепетную заботу о нем родителей в первые годы его жизни: "О самом первом периоде моей жизни или о времени моего младенчества много говорить мне о себе нечего, ибо со мною не происходило ничего особливого, и сказать разве то, что воспитывали меня с особливым старанием и берегли, как порох в глазе, но тому и дивиться не можно. - Мать моя была уже не гораздо молода и детей более родить уже не надеялась, а сына ни одного еще живого не имела; все бывшие до меня умирали в самом еще младенчестве, следовательно, имела она причину опасаться, чтоб и со мною того же не сделалось, а особливо потому, что я с самого младенчества подвержен был многим болезненным припадкам, почему легко можно заключить, что жизнь моя была обоим родителям моим гораздо нужна и драгоценна"
Гораздо более подробно и обстоятельно пишет о перипетиях продолжительной болезни главного героя своей книги Аксаков: "... я начинаю себя помнить уже очень больным, и не в начале болезни, которая тянулась с лишком полтора года, не в конце ее (когда я уже оправлялся) , нет, именно помню себя в такой слабости, что каждую минуту опасались за мою жизнь. Один раз, рано утром, я проснулся или очнулся, и не узнаю, где я.. .Подле меня тревожно спит, без подушек и не раздетая, моя мать. Как теперь, гляжу на черную ее косу, растрепавшуюся по худому и желтому ее лицу..
Один мужик до смерти сказал своим трём сыновьям что все вещи достанется им . и сказал что все как нибудь поделите. Старшему достался мельница среднему осел А младшему кот. младшему . Он так горевал а его братья были счастливы. и потом увидев что хозяин горюет он взял сапоги и шляпу , и надел их показался хозяину и кот сказал: и с этого дня я кот в сапогах!!!!
ВЫБЕРИ НУЖНОЕ...
1) Рассказчик вспоминает, как шли они по большой дороге, а в молодом березовом лесу поблизости косцы косили и пели. Это было очень давно. И та жизнь, которой жили все в то время, уже не вернется никогда. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».
2) - От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)
Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.
3) - Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)
ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ НАПРИМЕР ТЕМУ МОЖЕШЬ НАЙТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЛИ Я МОГУ СКИНУТЬ В КОМЕРТАРИИ... УДАЧИ !
У. Вы хорошо иллюстрировали словами картины. Какие слова помогали рисовать словесные картины? Найдите эти красивые слова в тексте.
Снег пушистый (снег какой? )
Снеговые горы (горы какие? )
Мороз сердитый, злой (мороз какой? )
Название им – эпитеты.
Эпитеты - это слова, которые называют признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (Хоровое чтение слова “признаки” переводится на родной язык) .
Как вы думаете, для чего нужны в тексте эпитеты?
Д. - Они делают нашу речь красивой, выразительной.
- Эпитеты - понятные, необычные слова.
У. В тексте есть еще другие языковые средства сравнения. А сравнения мы знаем по родной литературе. (Переводится на родной язык) . Найдите. (Учащиеся выполняют задания) .
Д. - Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Поле пеленкой покрыл.
- Темный лес, что шапкой, Принакрылся чудной
Снег, как шапка на деревьях.
У. С какими языковыми средствами мы познакомились?
Д. - Эпитетами, сравнениями.