<span>Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.</span>Беглый гласный появляется во многих именах существительных и прилагательных в одной из форм склонения, между двумя конечными согласными основы (в составе суффикса или корня). <span>Беглый гласный имеется в тех формах, где отсутствует окончание (в формах с так называемым нулевым окончанием), а именно: у существительных муж. рода II склонения — в форме им. п. ед. ч. (мешок — мешка, отец — отца); у существительных I склонения и сред, рода II склонения, а также у некоторых существительных, имеющих только формы мн. ч., — в форме род. п. мн. ч. (сестра — сестёр, кишка — кишок, кольцо — колец, сутки — суток)<span>; </span>у качественных прилагательных — в краткой форме ед. ч. муж. рода (сильный — силён — сильна, умный — умён — умна)<span>; </span>у притяжательных прилагательных с суффиксами <span>-ий </span>и -ачий(-ячий) — в форме им. п. ед. ч. муж. рода (лисий — лисьего — лисья, кошачий — кошачьего — кошачья). Во всех остальных формах склонения перечисленных групп слов беглый гласный отсутствует.</span><span>Беглый гласный может появляться также не в отдельной форме слова, а в другом родственном слове (во всех его формах), напр.: игла — игольный, иголка; очки — очочки; тайга — таёжный; Москва — московский, подмосковный; сто — сотый, сотня; корабль — корабельный, корабельщик; война — военный; польза — полезный; литьё — литейный, литейщик; министр — министерский, министерство.</span><span>Беглые гласные встречаются как под ударением, так и в безударной позиции. Под ударением обычны беглые гласные о (на письме передаваемый также буквой ё) и е, редко встречается гласный и (один — одна, яйцо — яиц, цифра — цифирь). При этом перед й (в отличие от безударной позиции, см. § 64, п. 3 и п. в) здесь пишется, в соответствии с произношением, буква е<span>, </span>напр.: <span>соловей — соловья, семья — семей, семейный </span>и семейка, друзья (мн.ч.) — <span>друзей, келья — келейный </span>и <span>келейник, чей — чья, </span>третий (третья) — третейский, ничья (сущ.) — ничейный.</span><span>Этот параграф у Розенталя: § 32 п. 3</span><span><span>§ 64. </span>Безударные беглые гласные передаются буквами <span>е, о </span>или<span> и</span> по следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).</span><span>1. После твердых парных согласных беглый гласный передается буквой о, напр.: лапоть<span> (лаптя), котён</span>ок (котенка); банок (банка), пушинок (пушинка), дочурок (дочурка), кухонь (кухня), окон (окно), суток (сутки), носилок (носилки); громок (громкий), близо<span>к (близкий); </span>то же в производных от таких слов, напр.: галочий (галка, галок), уточка (утка, уток), постановочный (постановка, постановок), суточный (сутки, суток).</span><span>2. После мягких парных согласных, шипящих, <span>ц </span>и j перед всеми согласными, кроме й, беглый гласный передается буквой е, напр.: мизинец (мизинца), дятел (дятла), ветер (ветра), парень (парня), Павел (Павла), комочек (комочка); свадеб (свадьба), банек (банька), песен (песня), башен (башня), леек (лейка), крышек (крышка), лампочек (лампочка), клёце<span>к (клёцка), пят</span>ен (пятно), полотенец (полотенце), перышек (перышко), денег (деньги); горек (горький), вкусен (вкусный), важен (важный), спокоен (спокойный), зноен (знойный), прямолинее<span>н (прямолинейный); </span>то же в производных от таких слов, напр.: горечь (горький, горек), строчечный (строчка, строчек), пешечный (пешка, пешек), неженка (нежный, нежен), маечка (майка, маек), равенство (равный, равен), узелок (узел, узла).</span><span>3. Перед й безударный беглый гласный передается буквой и, напр.: келий (келья), оладий (оладья), гостий (гостья), певуний (певунья), ущелий (ущелье), копий (копьё), взгорий (взгорье), подножий (подножье), варений (варенье); волчий (волчья), верблюжий (верблюжья), трети<span>й (третья); </span>то же в производных от таких слов, напр.: оладийка (оладья, оладий), ке́лийка (келья, келий), но ср. вариант келе́йка.</span><span>Исключения: буква л (вместо ожидаемой е) пишется в слове зая<span>ц (зайца) </span>и в производном зая<span>чий; </span>буква <span>и </span>(вместо ожидаемой е) — в форме достои<span>н (достойный) </span>и в производном достои<span>нство; </span>буква е (вместо ожидаемой и) — в словах у́лей (улья), чи́рей (чирья), в формах род. п. мн. ч. ру́жей (ружьё) и су́дей (судья), наряду с вариантом суде́й.</span>По тому же правилу передаются на письме безударные беглые гласные, появляющиеся не в отдельной форме слова, а в слове в целом, во всех его формах (в противоположность другим однокоренным словам, где беглого гласного нет). Перечень таких слов:<span>а) с буквой <span>о </span>на месте беглого гласного (после твердых парных согласных):бестолочь (бестолковый), ветошь (ветхий), копоть (коптить), ропот (роптать), шёпот (шептать); буковка (буква), искорка (искра), тыковка (тыква); лёгочный (лёгкие), насморочный (насморк), пасо<span>чный </span>и пасо<span>чница (пасха, </span>кушанье), бланочный (бланк), широкоспекто<span>рный </span>и узкоспекторный (спектр), фейерверочный (фейерверк), шереножный (шеренга); директор (директриса), император (императрица);</span><span>б) с буквой е (после мягких парных согласных): горенка (горница), гуселькии гусельцы (гусли), кудерьки (кудри), лесенка (лестница), цифе<span>рка </span>и циферблат (цифра); дирижабельный (дирижабль), жабе<span>рный (жабры), </span> </span>
Перед нами репродукция картины Александра Михайловича Герасимова «После дождя», которую художник написал в 1935 году в его родных местах, на Тамбовщине. Второе ее название – «Мокрая терраса». Картина была создана за несколько часов, под сильнейшим впечатлением от того, как преобразилась природа после летней грозы.
На картине мы видим мокрую от только что прошедшего сильного дождя террасу, выходящую в сад, который просто утопает в зелени. Солнце, похоже, только что вышло из-за туч, и его лучи наполнили ярким светом сад и ту часть террасы, которая не закрыта тенью. От деревянного пола отражаются блики. Перила и скамейка блестят после дождя. Круглый стол весь промок, насквозь пропитался влагой, отчего даже почернел. Резные ножки стола отражаются в лужах на полу. Чувствуется, что это был не легкий дождик, а настоящая гроза, и потоки дождевой воды, влекомые сильными порывами ветра, легко проникали внутрь террасы.
На столе стоит стеклянная ваза с розами. Около нее лежит на боку стакан, который, видно, упал во время буйства стихии. По столу рассыпались и прилипли лепестки роз, это тоже последствия налетевшего ветра.
Густые деревья обнимают террасу. Вдалеке виднеется крыша сарая. Над вершинами кустов светлеет небо. Еще немного – и тучи разойдутся, открыв бездонную синеву, и солнце засияет в полную силу.
Мне кажется, что художнику удалось не только изобразить природу в момент ее пробуждения, не только передать атмосферу свежести, а еще и показать тихое семейное счастье обитателей дома, покой и уют, царствующие в нем. Ведь так приятно собираться на террасе, вдыхать чистый воздух, вести неторопливые беседы, пить чай!
<h2>От картины веет оптимизмом и радостью. Природа очистилась и возродилась вновь. Наступили минуты тишины. Вот-вот сад наполнится звуками – шелестом листвы, пением птиц, звоном насекомых. А пока у природы передышка. Она как будто прислушивается к своим ощущениям, отходит от грозового шока. Свежий воздух наполнен ароматами сада и мокрой древесины – это невозможно увидеть на картине, но можно почувствовать!</h2>
Вася понял, что в жизни есть не только развлечения, но есть голод, есть нищие; Валек и Маруся нашли себе хорошего друга, они стали выходить на солнце (из подземелья) , раньше они целые дни проводили в подземелье. Даже Тыбурций Драб сказал Васе, что может это хорошо, что Вася встретился с ними (нищими) . Тыбурций тогда имел ввиду, что Вася будет знать, что важное не веселье, не развлечения. Вместе с Марусей и Валеком Вася повзрослел, стал разумней.<span>До встречи он думал, что воровать плохо, когда он узнал, что Валек украл ту булку для своей сестренки, которая плакала от голода, он конечно не изменил своего мнения в общем, но понял. что если маленькая сестренка плачет от голода, то тогда действительно надо было украсть. Еще после этого случая Вася узнал, что воровать у отца хуже, чем воровать вообще. Дружба Васи, Валека, Маруси повлияла и на отношения Васи с отцом: после того, как Маруся умерла, Тыбурций рассказал отцу Васи, какой он (Вася) на самом деле. Что у Васи доброе сердце, как он помогал Марусе, когда она серьезно заболела, что Вася даже попросил у своей сетры куклу, которая помогла Марусе поправиться. Тогда отец стал по-другому смотреть на Васю.</span>