Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней, вершинным произведением
Антона Павловича Чехова. Предчувствие больших перемен в жизни страны
заставило писателя задуматься об историческом пути России, о ее прошлом,
настоящем и будущем. Такой задачи ранее Чехов перед собой не ставил.
Тем не менее, в русской литературе тема оскудения и упадка дворянских
имений не была новой. В свое время к этой теме обращались Н. В. Гоголь,
М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев и другие русские
писатели XIX века, но Чехов подошел к раскрытию этой темы совершенно
по-новому: в связи времен, в показе тех перемен, которые видел в России.
При этом в пьесе нет острого столкновения противостоящих друг другу
идей, нравственных принципов, характеров - ее конфликт имеет внутренний,
психологический характер.
Настоящее в пьесе олицетворяет, прежде всего, купец Ермолай
Алексеевич Лопахин. Этому образу автор придавал особое значение:
«...роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то значит, пьеса вся
провалится». Лопахин приходит на смену Раневским и Гаеву, и в сравнении
с представителями прошлого он прогрессивен, не случайно А. П. Чехов
поместил его в центр образной системы своего произведения.
Отец Ермолая Лопахина был крепостным крестьянином, но после
реформы 1861 года разбогател, стал лавочником. Сам Лопахин говорит об
этом Раневской: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца...»; «Мой
папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил
спьяна и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не
обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как
свинья». Но времена меняются, и «битый, малограмотный Ермолай, который
зимой босиком бегал», оторвался от своих корней, «выбился в люди»,
разбогател, но образования так и не получил: «Отец мой, правда, мужик
был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в
калашный ряд... Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и
разобраться, то мужик мужиком...» Но было бы ошибкой думать, что в этой
реплике сказывается лишь скромность героя. Лопахин любит повторять, что
он мужик, но он уже не мужик, не крестьянин, а делец, коммерсант.
Лопахин, несомненно, обладает умом, деловой хваткой и
предприимчивостью. Он энергичен, и масштабы его деятельности значительно
шире, чему прежних хозяев жизни. При этом большая часть состояния
Лопахина заработана его же собственным трудом, и путь к богатству не был
для него простым. « Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь
заработал сорок тысяч чистого - говорит он - А когда мой мак цвел, что
это была за картина!» Отдельные реплики и замечания говорят о том, что у
Лопахина есть какое-то большое «дело», которым он поглощен всецело. Но
при этом он легко расстается с деньгами, давая их Раневской взаймы, так
же настойчиво предлагая Пете Трофимову: «Так вот я, говорю, заработал
сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу».
Предновогодняя пора для мальчика Коли была ужасна. Он поругался со своей подругой, но ему было все равно. Маленькая Патима много думала и плакала. Наступила та самая новогодняя ночь, которая дарит людям надежду. Патима и Коля обменялись поздравлениями, им было очень грустно за их ссору. Дед Мороз исполнил заветное желание Патиши - дружба с Колей. Вот так весело начался 2018 год. С примирения врагов.
Не забудь спички. 3.Делай зарубки. По ним возвращаться. 4. Мальчик знал, что кедрач настет по берегам реки. Это его и спасло. 5.Мальчик помнил, что на юг тайга продолжается на сто верст и более. Нужно идти на север.
1.Рассказ назван «Чудик» по прозвищу главного героя. Почему «чудик», а не «чудак»? Если мы обратимся к толковому словарю, то разницы особой и не видно. Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих. Чудик – (прост) – то же, что и чудак. ( по словарю С. И. Ожегова) Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе? 2. Какое первое впечатление производит Чудик? 3. Да, действительно, и смешно, и жалко. Ведь это вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, «»22 несчастья». Чудик постоянно попадает в нелепые ситуации. (сцена в магазине, в самолете, в поезде, эпизод с телеграммой, случай с невесткой) 4. Как реагируют на эти выходки окружающие? Приведите примеры из текста. 5. Почему Софья Ивановна невзлюбила своего деверя? 6. А может быть, другая женщина – жена – понимает его? 7.»Да почему же я такой есть – то?» — рассуждал Чудик. Какой? 8. Шукшин сообщает читателю, что Чудик больше всего боялся хулиганов и продавцов. Как вы думаете, почему? Чего же все-таки опасался Чудик? 9. Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик? 10. А почему его — такого честного, мечтательного, доброго – не понимают люди? Обратите внимание на слова С. Есенина (эпиграф). 11.Парадокс: человек стремится помочь другому, порадовать его, и натыкается на непонимание, на грубость. 12.Герой рассказа зовется Чудиком. И только в конце мы узнаем его полное имя, отчество, фамилию, место работы, интересы. Что дают для понимания смысла произведения и характера героя избранные автором композиционные особенности? — Как Шукшин относится к своим «чудикам»? Что роднит его с его героями? Шукшин писал: «Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудиками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь». Думаю так)