Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.
А.С.Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX
века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми,
декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства.
Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.
Люди этого круга — убежденные сторонники
самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда
особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде
лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который
“не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил
богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в
заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.
Представители фамусовского общества живут прошлым, свои
“суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”.
Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его
происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов
говорит: “...у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”.
Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он
не камер-юнкер и не богат.
Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим
крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему
усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих
верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые
три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла
арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и
просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли
подачку”.
Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба
является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам
Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой:
подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих
родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице.
Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные
интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в
генералы”.
Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти
качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они
проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”,
который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья
получил”.
Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими
врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов
утверждает:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений...
Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.
Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное
А.С.Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему
положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды,
считают его проводником “безумных дел и мнений”.
1. Отправление трех братьев в бой.
2.1 ый бой
3. 2 ой бой
4.3 й бой
5. Сговор трёх жен чудо-юдовых и старой змеихи
6.обратная дорога братьев
1) Лирика
2) Холод лютый, жестокая пора, последние листы, скорбящая душа.
3) Метафора
4) Олицетворение
5) Антитеза
6) Ритм
Жил-был пескарь. На смертном одре его родители, сказали чтобы он жил, глядя в оба. Пескарь понимает, что ему отовсюду грозит беда. Пескарь строит себе нору, куда никто, кроме него, не помещается. Он выходит из неё только для того чтобы найти себе пропитание. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти. Проходили годы, но пескарь не выбирался из своего дома, а сидел в нём и дрожал, берёг свою жизнь. Пескарь прожил сто лет. К концу своей жизни он понял, что прожил свою жизнь зря, потому что он не завёл семью, никому не помог и совсем ничего в своей жизни не сделал. Пескарь в одиночестве умирает.<span>
</span>