Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкою живучестью от других произведений слова.
«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своей нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.
Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт.
Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой — моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает всякого на каждый обиходный шаг жизни.
Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь «ум».
«А судьи кто?» и т. д. Тут завязывается борьба, важная и серьезная, целая битва. Здесь в нескольких словах раздается, как в увертюре опер, главный мотив. Намекается на истинный смысл и цель комедии. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.
Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших»; с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование, как новейшие натуралисты определяют естественную смену поколений в животном мире.«Мильон терзаний» — и «горе» — вот что Чацкий получил за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.
Между тем ему досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого» уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».
Литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены поколений.
Потому что она лягушка , называют её премудрой потому что она всегда находит решение
Сказки литературные – сказки рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями.Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:
1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.
2) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
3) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. Приведем лишь один пример из пушкинской «Сказки о царе Салтане» , где ярко описываются переживания царя Салтана при встрече с женой и сыном (выделены психологические детали) : <span>Как раз литературные сказки отличаются оригинальным сюжетом, редко, кто из сказочников использует в своих сказках народные сюжеты. Переработки и запись народных сказок - это иное, это не чисто литературные сказки.</span>
Барыня: главный отрицательный персонаж: капризная, упрямая, своенравная старуха с частыми сменами настроения, по прихоти которой и разыгрались трагические события повести. Вместе с тем она весьма хозяйственна и требовательна, прекрасно распоряжается большим домом. Главной ее чертой является страстное желание вершить судьбами людей, находящихся в полной ее власти. Из - за деспотических замашек старой барыни было сгублено немало человеческих судеб.
Герасим: замкнутый нелюдимый мужчина средних лет, чей непростой характер объясняется врожденным недугом - Герасим с рождения глухонемой. Это настоящий русский богатырь, обладающий недюжинной силой, усердием и трудолюбием. Он невидимыми нитями связан с землей, матушкой - природой, но по прихоти барыни вынужден жить в непонятном ему и ненавистном городе. Спокойный и покладистый по своей натуре, он отваживается на проявление бунта после всех несчастий, случившихся с ним по вине барыни.
Муму: Ласковая и преданная собачка, спасенная Герасимом от неминуемой гибели. Единственное утешение главного героя в его безрадостной жизни. Пользуясь большой любовью всех дворовых, муму опасается и откровенно недолюбливает лишь сердитую барыню. Случайно попав ей на глаза, муму отказывается ей подчиниться и тем самым навлекает на себя страшный гнев. По приказу барыни Герасим вынужден утопить свою питомицу, и это событие накладывает большой отпечаток на его дальнейшую судьбу.
Второстепенные персонажи Татьяна: Молодая прачка,бедная и безответная девушка, которая вынуждена терпеть бесконечные унижения и предательства в свой адрес. Неожиданно для себя и всей дворовой челяди она становится объектом заботы со стороны дворника Герасима. Однако по воле барыни девушка вынуждена выйти замуж за пропойцу Капитона, чем окончательно губит свою и без того безрадостную жизнь.
Капитон: Башмачник при дворе барыни горький пьяница. Будучи по молодости лет человеком неглупым и даже образованным, со временем быстро спился. Желая наставить его на путь истинный, старая барыня насильно женит своего башмачника на прачке Татьяне. Однако это не меняет положения вещей, и Капитон спивается еще больше. Барыня избавляется от пьянчуги, отправляя его с молодой женой в деревню.
Гаврила: Дворецкий барыни, простой мужичонка, готовый ради своей выгоды пойти на крайнюю хитрость. Будучи от природы человеком незлобным, он все же, способен совершить откровенную подлость, лишь бы угодить своей сумасбродной хозяйке. По его наущению барыня разлучает Герасима с Татьяной, и именно он приказывает дворнику расправиться с муму. Так проявляется негативная суть этого персонажа.
В пьесе "Ревизор" Гоголь высмеивает самые разные пороки людей: жадность, эгоизм, лживость, лицемерие, глупость, безответственность и т.д.