Слово «мораль» (от латинского mos, mores – нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами.
Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.
Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль – на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».1
Во-первых, это – традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.
Таким образом, я могу сделать вывод, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.
Исследования показывают, что политика, политическая жизнь страны в той или иной степени интересует чуть большее число россиян, чем не интересует (51% против 42%). Но этот интерес можно охарактеризовать как весьма умеренный. «Безусловно» интересуются ею лишь 13% опрошенных, тогда как 38% - «скорее», т.е. от случая к случаю. Отметим, что вопрос задавался в феврале 2012 г., т.е. в период максимального политического «разогрева» общества», связанного с двумя общенациональными выборными кампаниями и сопровождавшими их столичными акциями протестаНаиболее элементарные формы активности – это простой интерес к политике. Более активная форма – участие и выступления в митингах, участие в различных массовых движениях, регулярное голосование на выборах.
В гуси лебеди- девочка помогла печи и яблони, они ей помогли укрыться от бабы Яги. Потому что моральное проявление доброты должно восполняться отдачей такой же помощью