Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских лет известны всем русским людям. Еще не научившись читать и писать, мы наизусть помним его проникновенные строки.
В жизни поэта любовь и природа занимают особое место. Будучи натурой бурной и пылкой, он часто увлекался “земными очарованиями”. Он жил сердцем и много любил. Любил женщин, любил природу. Поэт был женат трижды, в его чувствах не было места лжи и расчету, и, вероятно, поэтому все браки были заключены по любви.
Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него — разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть, восхищать и восхищаться:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
или
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Завораживающие строки! Чем больше читаешь стихи Тютчева, тем явственнее чувствуешь близость живой природы.
Трагическая любовь Тютчева не могла не отразиться в его поэтическом творчестве. Глубокое чувство, испытанное поэтом на склоне лет, подарило русской поэзии целый цикл стихов, именуемый “денисьевским” циклом. Абсолютно все стихи проникнуты глубоким психологизмом, человечностью, благородством:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Или известное всем стихотворение:
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Любовная лирика Тютчева являет собой один из лучших образцов мировой любовной лирики. Наверное, потому, что есть в них что-то личное, индивидуальное, близкое каждому человеку, независимо от времени и возраста, испытавшего прекрасное и возвышенное чувство любви.
Поэзия Ф. И. Тютчева может служить лучшим доказательством могущества слова, могущества чувства, любви к женщине, любви к родине, любви к природе. Его стихи — своеобразная лирическая исповедь, исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху “старых поколений”, вынужденных уступить дорогу “новому, младому племени”.
Ответ:
- О, мудрый сказитель, ответь, для чего ты создал своё замечательное произведение?
- Слушай же, юный отрок. Хоть и не имею я мудрости и дивных сил Бояна, но захотел рассказать о страданиях земли русской, коих я был свидетелем и участником. Пусть рассказ мой послужит назиданием и поучением всем князьям русским. Своим «Словом...» хотел разнести я по русским землям мудрость Святославову, который первым из князей почуял страшную опасность, что таится в расколе и вражде братьев. Хотел я показать и горести земли русской. Ведь если один город, одно княжество страдает от набегов половецких, то плач разносится по всей земле нашей. Слабеет народ, истощаются запасы, погибают на бранном поле умелые ратники.
— А винишь ли ты Игоря в том, что он дал возможность половецкой орде прийти на Русь?
— Я не судья княжеским деяниям, но Игоря упрекает сам великий князь Святослав. Молодые князья, самовольно выступив против половцев и потерпев поражение, покрывают позором седины старшего князя, который не сумел уберечь их и мудрым наставлением указать на опасность такого похода. Но Игорь сражался как храбрый муж. Не только его вина в том, что половцы начали разорять Русь. В этом есть и вина князей из северных и западных княжеств, которым половцы угрожают меньше, и которые не слышат клича братьев и не спешат им на помощь. Погибает не одна Игорева дружина. Падает смертью храбрых от литовских мечей князь Изяслав, умирают полки князей буй-Рюрика и Давида. И разве можно винить Игоря, выступившего на защиту родной земли, когда коварный князь Всеслав учинил крамолу на самой Руси. Борясь за киевский престол, пролил князь кровь не врагов, а русских людей!
— В чем же видишь ты, сказитель, спасение земли Русской?
— Запомни, отрок, спасение всегда ты обретешь в любви. Вспомни, как хранит князя Игоря любовь Ярославны, как залечивает его раны её плач, как приводит Игоря её любовь и тоска невредимым к родному дому. Если бы любили также друг друга князья русские! Тогда бы, стоило пламени войны разгореться на южных окраинах Руси, тут же приходили на помощь дружины с севера и запада. А если бы начинали грозить литовцы, шли бы на выручку братьям князья киевские, черниговские, владимирские. Единой и могучей стала бы Русь, трепетали бы её враги, восхвалял бы мудрость князей своих народ русский!
Я прочитала произведение Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла", который мне очень понравился и даже много чему научил. В этом рассказе повествуется о мальчике, который боялся показаться смешным не только для учителя математики Харлампия Диогеновича, но и для его одноклассников. Харлампий Диогенович- это учитель математики, который отличался от других учителей своим методом поведения,при нем всегда была тишина. На контрольной работе он не ходил по рядам, как это обычно делали другие учителя, он в это время был увлечён своим делом,т е читал книги, перебирал чётки с бусами . В этом произведении главный герой однажды не сделав домашнее задание, придумал такую ситуацию, которая смогла бы уберечь он проверки задачи. Он уговорил проходивших в 5 "А" класс докторов сделать именно на этом уроке прививки от болезни. Но он сделал это не из-за смелости, как Геракл, а из трусости, мальчик боялся оказаться смешным, но теперь герой запомнит свой поступок на многие годы. Он укоряет себя за то, что не сделал уроки, за то что поверил футболисту , пришёл в школу с невыученным уроком . Меня тоже этот рассказ научил быть честной, не придумывать разные ситуации только для того, чтобы не показаться смешным, и всегда относиться к урокам ответственно.