"Скажите, вы и правда думаете, что можете быть вершителем чужих судеб?
Возможно, вы тоже кому-то мешаете жить,но до сих пор живы...так почему
мы же вы решили стать судьей для старухи-процентщицы? "
Общими процессами в искусстве начала века объяснялось и размежевание литературных кругов, и внутреннее их сближение. С начала 1890-х гг. группа символистов провозгласила свое полное неприятие современного им реализма, ошибочно отождествив его с материализмом и объективизмом. С тех пор и началось противоборство двух художественных направлений. Модернисты подозревали чуждых себе писателей (даже самых одаренных, скажем, Ив. Бунина) в неспособности проникнуть в сущность явления, в сухо-объективистском отражении жизни. Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощренные формы новейшей поэзии.
При всем различии между собой обе группы полемистов были несправедливы друг к другу. Более того, не вызывает сомнения, что по своему глубинному смыслу творческие поиски и тех и других обладали общей устремленностью (о ней будет сказано ниже).
Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, ищущего и обретающего истину искусства. Причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.
Жизнь армейского полка в местечке N проходит по распорядку. Скука разгоняется с помощью человека,которого зовут Сильвио.Он угрюм,зол,,у него крутой характер.Никто ничего о нем не знал,слышали только,что он некогда был гусаром,да что у него здесь стол для полковых офицеров,где шампанское лилось рекой..Сильвио искусный стрелок из пистолета.Он с офицерами не говорил о дуэлях,но когда его спрашивали дрался ли он,всегда отвечал,что "доводилось.Все поняли,что что-то было у него. Однажды Сильвио и один из офицеров поссорились,все поняли,что поединка не избежать и никто не сомневался в победе Сильвио.Но он не вызвал офицера,чем испортил репутацию в гпазах офицеров.Постепенно все забылось,только один помнил,что Сильвио не смыл оскорбления кровью.Однажды Сильвио получил пакет,взволновался и , открыл тайну одному из офицеров. Несколько лет назад Сильвио получил пощечину,но не ответил и его обидчик все еще жив
В полку,где служил Сильвио,он был лидером,пока туда не пришел богатый и знатный молодой человек,которому всегда и во всем везло.
Сначала он хотел приблизить Сильвио к себе,но у него ничего не получилось и он отступил. Лидерство Сильвио поколебалось и он возненавидел новичка..На балу они поссорились и Сильвио получил пощечину.На дуэль противник пришел с полной фуражкой спелой черешни.По жребию первый выстрел достался молодому человеку и он,прострелил фуражку Сильвио,а сам под дулом пистолета ел черешни,выплевывая косточки, некоторые из них долетали до Сильвио,который отказался стрелять,видя,что противнику все безразлично.А молодой человек оставил право для Сильвио,сделать свой выстред,когда тому будет угодно.Сильвио вышел в отставку,приехал в это местечко и каждый день вспоминал все и мечтал о мести.И этот день настал. Сильвио из письма узнал,что в скором времени его противник женится на красивой молодой девушке и он решил посмотреть,как же его противник примет смерть перед свадьбой, так же как когда-то ждал её с черешнями?.Офицер и Сильвио простились и Сильвио уехал....
Офицер вышел в отставку, поселился в деревне,где очень скучал,пока не приехал граф с молодой женой.Отставной офицер отправился к ним с визитом.На стене дома висела картина,простреленнвя двумя пулями, которые были всажены одна в другую. Офицер сказад,что он знавал такого стрелка и ...рассказал про Сильвио. Граф хотел узнать,не рассказывал ли ему Сильвио об истории с дуэлью и офицер понял,что перед ним-обидчик Сильвио,и что картина -память о их последней встрече..В этом же доме граф и графиня проводили свой медовый месяц.И однажды к ним зашел Сильвио,напомнил о выстреле и сказал что готов разрядить пистолет Граф торопился,а Сильвио медлил и заставил снова тянуть жребий.И снова граф должен стрелять перывм. И он выстрелил,но в картину..В это время прибежала испуганная графиня и муж сказал,что они со старым другом шутят.Графиня едва не потеряла сознание,потому что происходящее не походило на шутку,а взбешенный граф кричал,чтобы Сильвио стрелял.Но он ответил,что не будет этого делать,так как видел страх в глазах графа,а ему этого достаточно. Сильвио стал выходить из дома,но резко повернулся и не целясь,выстрелил,попав в то же отверстие на картине.
А.С Пушкин показывает Сильвио совсем не добрым,а злым,расчетливым человеком,который ждал столько лет,,чтобы по- радоваться страху и унижению другого человека.А смысл в том,что человек не должен быть таким,как Сильвио,он должен уметь прощать и забывать все обиды и только тогда наша жизнь будет красивой.
Удары, беспощадные и сильные, обрушивались на спину его, которая
представляла собой какое-то кровавое месиво. Татарин стонал, падал, его
подымали, сыпались удары, визжала флейта. А рядом следовала высокая
фигура военного, шедшего твердой и уверенной походкой, которая
показалась Ивану Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой
человек стал свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо
ударил, полковник стал бить его по лицу.
После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он крепко
задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так поступил?
Может быть, так и нужно? Иван Васильевич так и решил, но внутри его
бушевал протест. Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о
карьере военного (и не стал им впоследствии), даже почему-то охладело
его чувство к Вареньке.
Что же кроется за этим?
Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с
порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить.
Совесть каждого человека подсказывает ему, как надобно поступать. Так
получилось и с Иваном Васильевичем, что отразилось на всей его
дальнейшей судьбе.
Основная идея Толстого такова: даже не решаясь восстать открыто,
человек восстает внутренне против ужасных порядков, беззаконий и
пережитков прошлого, не умерших и в настоящем.