Понятие свобода в истории претерпело длительную эволюцию – от
«отрицательной» (свобода «от») до «положительной» (свобода «для»)
трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и
Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева.
Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная
необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и
справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк – от
полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях
бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях
современного цивилизованного общества.
Философы давно поняли, что в природе личности заключена некая тайна – тайна, связанная с сознанием, памятью и жизнью психики.
Проблема свободы воли связана с проблемой причины и действия, а также с проблемами философии религии и моральной философии.
Свобода действительно «сладкое» слово, не зря филологи полагают, что
этот термин восходит к санскритскому корню, означающему «любимый».
Некоторые философы пытались провести различение между позитивной
свободой, или свободой делать (поступать), и негативной свободой,
свободой «от». В послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы
(свобода говорить и поклоняться) и две негативных свободы (свобода от
страха и нужды). Однако различие между свободой делать и свободой «от»
не имеет большого философского значения. Ведь свобода делать и свобода
«от» зачастую лишь две стороны одной медали. Так, в социальном или
политическом контексте свобода от цензуры означает то же, что свобода
говорить и писать то, что считаешь нужным, свобода от преследования за
вероисповедание означает то же, что свобода поклоняться, кому считаешь
нужным, или не поклоняться вовсе.
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их
нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и
всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в
непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми
признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности
в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще
возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
Первая попытка обоснования взаимосвязи свободы и необходимости ее
признания, их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который
определил свободу как познанную необходимость. Спиноза отрицает «свободу
воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть
таким, каков он есть. Тем не менее, Спиноза признает, что мы обладаем
опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего принуждения. Он
говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму – о свободе,
отвечающей различению между рациональным познанием мирового порядка и
«воображением», непосредственно возникающим из ощущений. Понимание и
разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед личностью
более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в
некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму»
приводит к согласию между всеми человеческими индивидуумами.
Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного
индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому
порядку возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без ответа: возможны
ли такое совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих
существ?
<span>Развернутая концепция диалектического единства свободы и
необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,
диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости
исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и
сознания человека – как вторичного производного. </span>
Взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей
Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и влияние их друг на друга, получившие название взаимодействия.
С точки зрения философии взаимодействие - это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве - времени.
Сущность и социальная роль взаимодействия людей
С точки зрения психологии взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и
194
связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.
Под взаимодействием в психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.
Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Непродуктивный стиль взаимодействия - неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.
Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле - "рядом с партнером", в непродуктивном - "над партнером").Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном стиле вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру). "
195
Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие; в непродуктивном стиле - агрессия, обида, раздражение).Характер функционирования механизма идентификации-обособления между партнерами.
Психика людей познается и проявляется в их взаимоотношениях и общении. Взаимоотношения и общение - это важнейшие формы существования людей. В их процессе люди устанавливают контакты, связи, влияют друг на друга, осуществляют совместные действия и испытывают взаимные переживания.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "я-он", "мы-они", координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Взаимодействие бывает м
Потомучто например вот в какой либо стране у них они все растения не всё то что им нужно есть Поэтому интересуется ещё каким-то другими какой-то другой природой и это становится интересно они продолжают это делать потому что в одной стране не так уж и много растений которых им и надо Вот поэтому и они не только на своей территории ну и в других районах мира Надеюсь объяснила хорошо