Нравственность — это цветение истин, - говорил Виктор Гюго. И истины расцвели на заседании комиссии Общественной палаты по развитию науки и образованию. Обсуждали введение нового обязательного школьного курса "Нравственные основы семейной жизни".Предложений в ходе выступлений собравшихся было немало. Одни декларировали, что задачей образования является сохранение целомудрия, как духовного, так и физического. Другие предлагали ввести раздельное обучение мальчиков и девочек, дабы уберечь их от ненужных соблазнов. Предлагалось также ввести выборность директоров школ, причем не преподавателями, а родителями учеников и священнослужителями. "Они должны ориентироваться не на профессиональные качества кандидата, а на его духовно-нравственный облик", - сказал один из присутствующих. Он же предложил периодически контролировать этот облик. "А вдруг учитель - педофил? - вопрошал дискутант, - Вдруг он сектант? Вдруг занимается магией? Это нужно проверять на полиграфе".Одной из главных истин, расцветших на этом собрании, явилась констатация тезиса об основной роли молодежи в нашем обществе. Вот как вы полагаете, какова эта роль? Вы никогда не догадаетесь. Цитирую: "Основная роль молодежи - обеспечить воспроизведение общества". Как сочесть воспроизведение общества с воспитанием целомудрия - я не знаю. Но ведь я и не заседаю в Общественной палате! Там люди умные, они могут придумать.Впрочем, пока в общественной палате спорят, в Московской городской думе уже принимают решение. Там в рамках школьного курса обществоведения водятся уроки толерантности. Но, разумеется, не той толерантности, о которой вы подумали, нет! Речь, разумеется, о толерантности религиозной. Вот как об этом объявил председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных и религиозных организаций Антон Палеев, цитирую: "Любая школа проведет один урок в каком-то знаковом православном храме, второй в исламском центре, третий в еврейском Музее толерантности, четвертый - в буддистском культурном центре. А пятый, завершающий урок, пройдет в стенах Мосгордумы с участием депутата."И вы знаете - я вроде понятливый. Я могу узреть цветение истин и в предложении о раздельном обучении мальчиков и девочек. И в сохранении целомудрия. И даже в проверке учителей на занятия магией.<span>Но я сижу тут и думаю над вот этим вот пятым уроком толерантности. Который пройдет в стенах Мосгордумы с участием депутата. То ли он будет воспитывать толерантность школьников в депутатам. То ли он будет приравнивать Мосгордуму к религиозной конфессии.</span>
В обсуждении принимают участие доктор философских наук, профессор, академик
РАО, главный научный сотрудник Института философии РАН Л.П. Буева, доктор
исторических наук, профессор, советник ректора Российского государственного
торгово-экономического университета, лауреат премии Правительства Российской
Федерации в области образования Г.В. Саенко.
Ведет «круглый стол» доктор философских наук, профессор П.С. Гуревич.
Гуревич П. После Второй мировой войны Германия лежала в руинах. Экономика
была разрушена. Немецкий народ расплачивался за разрушения, которые принес нацизм.
Германия представляла собой кучу мусора, в которой копошились 40 млн голодных немцев.
Производственный потенциал страны сократился более чем наполовину. Даже спустя три
года во многих крупных городах не были разобраны развалины. Один из политиков так
охарактеризовал положение в стране: «Биологически искалеченная, интеллектуально
изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без
функционирующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты, страна, где голод и
страх убивали надежду...» Надо было поднимать страну, искать оптимальный общественный
проект. Эта миссия была возло-Людвига Эрхарда. Второго канцлера ФРГ Людвига Эрхарда
по праву называют творцом «немецкого экономического чуда». Он выступил с проектом
«социального государства». Основное место в нем было уделено жизненному уровню
населения.
Двигателем общественного благополучия Эрхард считал социальное рыночное
хозяйство. Этот курс вызвал ожесточенные споры. Возникла даже угроза всеобщей
забастовки. Однако меры, предложенные экономистом, возродили страну. Эрхард направил
свободную частную инициативу в русло регулируемой конкуренции, опекаемой
государством от засилья монополий. Ему удалось создать в обществе атмосферу
солидарности. В результате проведения такой политики в 1956 году валовой внутренний
продукт ФРГ вырос в два раза по сравнению с лучшим довоенным 1936 годом, а «частное
потребление» выросло с 29 млрд марок в 1950 году до 51 млрд марок в 1955 году, т.е. за 5
лет почти удвоилось.
Россия и ФРГ начинали экономический подъем в сходных общественных условиях.
Но «экономическое чудо» произошло именно в Германии, а не в нашей стране.
Хотелось бы обсудить следующие вопросы:
1. Можно ли считать социальное государство идеальным решением всех
общественных проблем?
2. Почему социальное государство подвергается критике?
3. Сложилось ли в России социальное государство?
1. Можно ли считать социальное государство идеальным решением
всех общественных проблем?
Саенко Г. Идея справедливого государственного устроения содержится во многих
политических трактатах разных эпох. Хотя сам термин «социальное государство» был
предложен в 1850 году Лоренцем фон Штейном, о равном благоденствии людей грезили
многие социальные философы. Л. Штейн полагал, что государство должно поддерживать
абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, а также для отдельной
личности, вступающей в договорные отношение с членами социума. Государство, считал он,
обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан.
Например, ты идёшь в магазин, покупаешь там какой-то товар, после чего идёшь на кассу, чтобы оплатить его, вас обслуживает кассир.
Связь между кассиром и покупателем.
Политические действия можно классифицировать как правомерные и неправомерные