Бывай, абуджаная сэрцам, дарагая.
Чаму так горка, не магу я зразумець.
Шкада заранкі мне, Што Ў небе дагарае
На ўсходзе дня майго, якому ружавець.
Ці помніш Пяршаі нясмелае прызнанне? ..
Над намі жаўранкам звінеў І плакаў май.
Назаўтра золкае, туманнае світанне,
Суровы Позірк твой І мой нямы адчай.
Пайшла ты, любая, пад гоман жоўтых сосен,
Пайшла, маўклівая, пад Хваль Жытнёвы шум,
Туды, Дзе гойдалася зялёнае калоссе
На сцежках ростані мой адзінокі сум.
Пайшла за ціхія, далёкія Прасторы
Світальнай Зоркай ты, Што гасне Ў сіняве.
Душы пакрыўджанай гарачыя Дакор
Слязой халоднаю застылі на траве.<span>Byvaj, abudžanaja sercam, darahaja.
Čamu tak horka, nie mahu ja zrazumieć.
Škada zaranki mnie, Što Ŭ niebie daharaje
Na ŭschodzie dnia majho, jakomu ružavieć.
Ci pomniš Piaršai niasmielaje pryznannie? ..
Nad nami žaŭrankam zvinieŭ I plakaŭ maj.
Nazaŭtra zolkaje, tumannaje svitannie,
Surovy Pozirk tvoj I moj niamy adčaj.
Pajšla ty, liubaja, pad homan žoŭtych sosien,
Pajšla, maŭklivaja, pad Chvaĺ Žytniovy šum,
Tudy, Dzie hojdalasia zialionaje kalossie
Na sciežkach rostani moj adzinoki sum.
Pajšla za cichija, daliokija Prastory
Svitaĺnaj Zorkaj ty, Što hasnie Ŭ siniavie.
Dušy pakryŭdžanaj haračyja Dakor
Sliazoj chalodnaju zastyli na travie.</span>
Живопись 19 века
Что можно сказать о русской художественной культуре девятнадцатого века? Следует отметить, что к этому времени она располагала мощным народным звучанием, постепенно переходила от романтического изображения к реалистическому. Особенно ценными считались работы художников из России, выполненные в историческом жанре с акцентированием национальной тематики. Картины, как правило, не были написаны на заказ, поэтому они были реалистичными и ничем не приукрашенными. Самая, пожалуй, лучшая пора русской истории, которую многогранно и полно отразили художники в живописи, пришлась именно на девятнадцатый век. Это было время распространения и развития живописи, оно названо в русской культуре «Золотым веком».
Начало этого века для России характерно большим культурным и духовным подъёмом. В вопросах экономического и социально-политического развития наша страна отставала от других европейских передовых государств, но что касается культурных достижений, то она их опережала по многим направлениям.
Развитие всей культуры, в том числе и живописи, было чем-то схожим с преобразованием прошлого века. Некоторые элементы капиталистических отношений уже проникали в экономику России, поэтому все больше требовалось образованных и более грамотных людей. Города постепенно превращались в большие культурные центры. Уже и другие слои социума были втянуты в этот общественный процесс бурного развития. Культура развивалась параллельно с возрастающим национальным самосознанием народа, поэтому заметны черты ярко выраженного национального характера. Большое влияние на живопись, литературу, музыку и искусство было оказано Отечественной войной с Наполеоном 1812 года. Она с необычайной скоростью ускорила не только рост консолидации русского народа, но и его национальное самосознание. Происходит небывалое ранее сближение русского народа с другими, населяющими Россию, народностями.
Начало 19-го столетия, бесспорно, является золотым веком в русской живописи. Именно в это время русскими художниками был достигнут тот высокий уровень мастерства, который дл возможность их произведениям встать в одном ряду с лучшими образцами всей европейской живописи и искусства. В картинах было очевидно наличие художественных традиций, моральных и эстетических идеалов "золотого века" . Главными темами в изобразительном искусстве были идеи духовного пробуждения русского народа, прославление его подвига и «Крепостническая Россия».
Характерными чертами изобразительного искусства 19 века были реализм и романтизм. Хотя Академия художеств признавала только классицизм, как общепризнанный метод. Это учреждение было довольно косным и консервативным, препятствующим каким бы то ни было попыткам проявления свободы творчества особенно молодых художников. Ею требовалось строгое следование канонам классицизма и всячески поощрялись картины, написанные по мифологическим и библейским сюжетам. Но более молодых и талантливых художников не совсем удовлетворяли такие рамки, выставляемые Академией, и они стали чаще обращаться к другому жанру - портретному. Авторами картин была открыта неповторимость окружающего нас мира и его многообразие. Это было видно не только в пейзажах и портретах, как привычных жанрах того времени, но послужило мощным толчком для рождения картин бытового жанра. Они стали центром внимания художников и искусствоведов второй половины девятнадцатого века. Но для начала века все же именно исторический жанр был в фаворе, оставаясь неким прибежищем для классицизма. Однако, даже в нем можно было увидеть в некоторых картинах романтические темы и идеи художников. Если брать во внимание все изобразительное искусство девятнадцатого века, то можно увидеть, что проявление романтизма наиболее ярко проявляется именно в живописи.
см. также: Все рефераты по истории
Краткая история государств, городов, событий
Потому что сражались все и граждане и пожилые и молодые короче все!