Слово «культура» в языке современного человека является одним из самых употребительных, главных. В наше время это слово обладает завораживающе притягательной, поистине магической силой. Все хотят быть «культурными». В современном понятии культуры выявляется как один из основных его оценочный смысл: быть «культурным человеком» – это высокая оценка; «некультурный человек» - оценка низкая, даже оскорбительная. Есть понятие культурной элиты, которое заключает в себе высшую оценку.
Оценочный смысл слова «культура» (буквально – «возделывание») объясняет силу культуры в современном обществе, определяющим себя как «цивилизованный мир». Культура подразумевает совокупность всякой созидательной творческой деятельности человека. Но ценность этой деятельности различна. Поэтому понятие культуры иерархично и включает в себя шкалу ценностей. Есть «высшие культурные ценности», «всечеловеческое достояние», но есть также промежуточные и относительно низшие, малые ценности. Эта ценностная шкала – одна из важнейших в современном мире: общепризнанные культурные ценности определяются грандиозными денежными суммами и обеспечивают высокое престижное положение организациям и лицам, обладающим ими.
Власть слова «культура» необычайно велика. Кто осмелится выступить против культуры? Кто усомнится в ее приоритете в жизни всего так называемого цивилизованного мира? Влечение к овладению культурой особенно усилилось в наше время, когда человечество стало все более удаляться от непосредственной связи с природой – нашим великим помощником в познании Бога. Когда-то герой Тургенева нигилист Базаров говорил, что природа нет храм, а мастерская, а человек в ней работник. Ныне о храме почти никто всерьез не думает, а окружающий мир все более походит на оранжерею для одних, и лабораторию для других. Это разные уровни человеческого существования, но они обозначают погружение в искусственную среду, которую в целом и называют культурой, усиливающую в конечном итоге и тело, и душу.
Ныне понятие «культура» приобретает явный эсхатологический смысл. Тем временем «привилегированное общество» жадно охотится за «культурными ценностями». На этой почве происходит множество всевозможных обманов, подлогов, преступлений. Как отличить подлинное явление культуры от поддельного, если в сферу культуры давно уже вторглась реклама и все мерится деньгами? Чтобы видеть и понимать культуру, нужно быть культурным человеком, а чтобы быть культурным человеком, нужно получить воспитание в культурной среде, в культуре: образуется замкнутый круг, в большинстве – увы! – и мы лишены твердых критериев культуры. Есть ли выход?
Культура находится в тесном взаимодействии с другой важнейшей стороной жизни – религией. Никакая религия не претендует включить в себя все стороны и все формы человеческого творчества, хотя обычно религия свидетельствует о своем праве освящать все бесконечное многообразие всесторонней творческой деятельности людей. Во всех религиях есть священнодействия, соответствующие проявлениям человеческого творчества. Религия и культура существуют совместно в течении всей истории человеческого рода на земле. Их взаимоотношения тесно переплетаются, но не стоит их отожествлять. Культура является внешней оболочкой религиозной жизни.
Несомненно, религия является великой культуротворческой силой. Обычно мы подразделяем культуру на духовную и материальную, относя к первой сферу интеллектуального и художественного творчества, по своей природе более тесно связанного с религиозной жизнью. Вторая сторона – материальное производство – характеризует, прежде всего заботу человека о самом себе в масштабе как личном, так и общественном. Но обе эти стороны культуры, сосуществуя неразрывно, влияют друг на друга, тесно переплетаются, и потому можно говорить о воздействии религии на все проявления культуры, даже отстоящие на первый взгляд далеко от нее.
В самом деле, с древнейших времен религия, по существу, определяла тип, характер, направление культуры. Первобытный мир, древний Египет, Ассиро-Вавилония, Греция и Рим, древние Индия и Китай, ацтеки и майя и т.д. – культуры всех народов и стран несомненно вдохновлялись религиозными исканиями человечество. Но они преимущественно воплощали в своем культурно-художественном наследии лишь мечтательные символы потусторонней и вечной реальности, таинственной и почти неуловимой, хотя постоянно соприкасающейся с земной действительностью.
Постать Степана Радченка — неоднозначна, сповнена протиріч. В. Підмогильний здійснив справжню спробу «розтину людської душі», реалістично показавши свого героя у пошуках місця під сонцем. У наївного сільського парубка, який при їхав здобувати освіту до великого міста, замість захоплення творінням людського розуму виникають почуття ворожі не лише до творіння з каменю й бетону, але й до його мешканців. Не знаючи ще законів міського життя, він уже ненавидить містян, називаючи їх старим порохом, який треба стерти. Страх чи розгубленість селюка перед великим містом навряд чи можуть виправдати його зверхнє ставлення до мешканців міста. Однак яким би не було його зневажливе ставлення до міста, з перших сторінок стає зрозумілим, шо Степан, здобувши освіту, вже ніколи не повернеться до села. Адже він і село своє не любить, бо для нього воно є уособленням всього темного, низького, затурканого. Щоб остаточно відмовитись від нього, від минулого, він здійснює символічний акт спалення старого одягу. І новий одяг не приносить духовного перевтілення, нового плину думок...<span>Новою метою Радченка стає завоювання міста, яке асоціюється у нього із жінкою. Починається шлях від однієї перемоги до іншої. З підвищенням соціального статусу герой змінює жінок, що стають знаками його зростання: від темної селянки Надійки до блискучої, впевненої в собі балерини Рити Оригінальність автора полягає в тому, що він не змальовує традиційно для української літератури позитивного героя, у моральному плані вчинки Радченка доволі провокаційні. Інколи його слова і дії викликають відверте роздратування і весь час переслідує думка: не з таким моральним та інтелектуальним багажем слід підкоряти міста!</span>
31 августа 1735 года, у слияния Ори и Яика была заложена Оренбургская крепость. Первоначальное место для города было выбрано в ходе экспедиции инициатора освоения края И. К. Кириловым, 6 августа 1741 года он был заложен. Старый город получил название Орская крепость (нынешний город Орск). Однако строительство города не началось. 19(30) апреля 1743 года Оренбург был заложен в третий раз, на месте бывшей Бердской крепости (Бердского городка), в 70-ти верстах от Красногорского урочища.