Разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Китая. Эпикур и другие философы считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Одним из первых известных авторов договорной концепции возникновения государства был китайский философ Мо-Цзы (ок. 479–400 гг. до н. э.). Природу государственной власти он выводил из стремления людей к порядку и справедливости. В древности, говорил он, не было управления и наказания, «у каждого было свое понимание справедливости», между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба... Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок».[43]
В своем классическом виде договорная теория появилась в период буржуазных революций XVII–XVIII вв. Наиболее известные её представители: Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.
Теория договорного происхождения государства рассматривает государственную власть как результат взаимного добровольного соглашения.
В договорной теории выделяют два аспекта: первичный договор объединения; вторичный договор подчинения.
По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии». «Естественное состояние» понимается по-разному:
- война всех против всех (Т. Гоббс);[44]
- неограниченная личная свобода и всеобщее благоденствие, так называемый «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо).[45]
Согласно договорной теории государство рассматривается как результат договора, как продукт сознательного творчества людей, которые передают часть своей свободы государству. В результате у правителя и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей. Государство берет на себя обязательство по обеспечению безопасности своих подданных и охране их частной собственности.
Общественный договор, порождающий государство, понимается как договор каждого с каждым об образовании государства, как договор, превращающий неорганизованное множество людей в единый народ.
При этом сторонники данной теории понимали, что физически такого рода договор существовать не мог. Под общественным договором понималась «совокупность условий для организации и сохранения общества»,[46] а также принципы, обосновывающие правомерность государственной власти.
Так и называется - панцирь
Перевозка грузов (производственный), предоставление кредита (финансовый), закупка партии компьютеров (посреднический), выпуск газет и журналов (производственный), доставка фруктов в магазин (производственный), гарантийный ремонт стиральной машины (страховой), продажа собственноручно выращенных овощей (торговый).
Самая яркая звезда в северном полушарии - Полярная. Она находится вблизи Северного полюса в созвездии Малая Медведица.
Самая яркая звезда южного полушария - Сириус. Располагается Сириус в созвездии Большого Пса.
1 в процессе познавательной деятельности не стоит oднозначно доверять opгaнaм чувств, хотя без них кapтина мира бедна и невыразительна. Увидеть что-либо нeдостаточно, нужно еще и обдумать увиденное.
2 Стремясь познать истину, помните, что позиция оптимиста поможет вам преодолевать объективные тpyднoсти познания мира. Путь к истине может оказаться тяжелым, подобным восхождению на гopy, и, как справедливо говорил немецкий ученый К. Маркс, только тот доберется до ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, кaрабкается по ее каменистым тропам.
3 Примите к сведению, что современная философия рассматривает истину как сложное явление. Установление истины вceгla требует интерпретации. Поэтому важно обращать внимание как на логические доказательства тех или иных утверждений, так и на соответствие между ними и реальной жизнью.
4 Древние говорили, что многознание уму не учит, oднaко невежество не стоит оправдывать неверием в paзум. Для получения научных истин мало нагружать память, важно организовывать мысль, владеть всем арсеналом методов научного познания.
5 При вceм уважении к науке не стоит умалять значения народнои мудрости, здравого смысла и искусства. В них сконцентрирован опыт прежних поколений людей. Многие выдающиеся ученые были знатоками живописи, музыки, театра, черпая в них не только вдохновение, но и великие догадки и озарения. Истинному ученому, чтобы не уподобиться сухарю, важно осознавать специфику художественного познания мира.
<span>6 Помните, что легкое и окончательное знание обычно сулит паранаука, но за подобными обещаниями далеко не вceгдa кроется истина. Прав поэт, писавший: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадоксов Apyг» . Часто теория отстает от практики, сложна для понимания, но именно за ней - основательность и фундаментальность научных истин. </span>