Алла́х<span> (</span>араб. الله<span> </span> [ʔalˤːɑːh]<span>) — в </span>арабском языке — термин обозначающий слово «Бог»[1][2][3][4][5][6]<span>, в </span>исламе<span> — творец мира, управляющий </span>кияматом<span>[источник не указан 117 дней]</span><span> и пославший к людям своего посланника (</span>расуль<span>) </span>Мухаммада<span>. В </span>Доисламской Аравии<span> Аллах был одним из высших </span>божеств. Краткая форма символа веры ислама (шахады<span>) гласит: «Нет никакого божества, кроме единого Бога (Аллаха), и Мухаммад (Магамет) — посланник Бога (Аллаха)!»</span>
Образ Тараса Бульбы из одноименной повести Гоголя воплощает в себе все типичные стороны украинского казачества. Человек, полный энергии, не выносящий мирного домашнего существования, до седых волос увлекающийся бурной жизнью, полной опасностей и тревог, Бульба рисуется в повести Гоголя во весь рост, как семьянин, как военачальник, как человек вообще.
Тарас – суровый муж и суровый отец. С оттенком снисходительности относится он к жене, которая, по его словам, только «баба», то есть, существо, бесконечно ничтожное. Она, в его глазах, не пользуется никаким авторитетом, и сыновей своих гоголевский Бульба приучает не подчиняться её влиянию. Мягкость женской души, в его глазах, большая опасность для удалого казака, если он поддастся чарам любви женщины, все равно даже материнской, он может «обабиться», сделаться «мазунчиком» и погибнет для великого дела служения родине. Как отец, Тарас Бульба представляется у Гоголя таким же суровым, он не допускает в отношениях с сыновьями ласки и мягкости и предпочитает стать с ними сразу в отношения старшего товарища. Вот почему он, при первой же встрече с вернувшимися домой сыновьями, Тарас вступает в кулачную драку со старшим, чтобы узнать его темперамент и силу, т. е. определить ценность в нем будущего боевого товарища. Когда Бульбе приходится решать, что для него выше любовь и жалость отца к сыну, или любовь гражданина к родине, он без колебания и сомнений, с решительностью истого римлянина ставит последнее чувство выше первого и собственной рукой убивает Андрия, изменившего родине.
В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изображает два противоположных типа крестьян, чаще других встречающихся в жизни. Хорь — человек умный и практичный; он умеет устроиться в жизни. Хорь понял, что чем дальше от барина, тем лучше; поэтому он выпросил себе позволение поселиться в лесу на болоте. Здесь он начал торговать «маслишком да дегтишком» и разбогател. Однако Хорь не желал откупиться от барина потому, что по его мнению, жить за барином выгоднее: «попадешь совсем в вольные люди, тогда кто без бороды живет (т.е. всякий чиновник). Практичность Хоря видна и из того, что он не обучает своих сыновей грамоте, хотя и сознает пользу ее. Он знает, что грамотных тотчас возьмут на барский двор, и тогда его дружная семья расстроится. Как и все мужики, Хорь смотрит на женщин с презрением. «Бабы — народ глупый, — говорит он: что их трогать? Такими пустяками занимаются. Не стоит рук марать». Хорь также не обращает внимания на чистоту и опрятность в доме. Но эти мелкие недостатки не заслоняют величавой, достойной уважения фигуры Хоря. По своему трудолюбию, хозяйственным знаниям и опытности он стоит гораздо выше своего барина. Из рассказа прямо вытекает заключение, что такого человека нельзя лишать свободы, а между тем во времена крепостного права помещик легко мог разорить его хозяйство, оскорбить, унизить и даже продать другому помещику. Калиныч, по определению Тургенева, «идеалист-романтик». Он обладает восторженным, мечтательным характером и поэтому не любит заниматься хозяйством. Все свое внимание он обратил на изучение природы. Он умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, может выгонять червей из ран; пчелы у него не мрут, «рука легкая». У Калиныча доброе, нежное сердце. Он ко всем людям относится с любовью, За своим барином — помещиком Полутыкиным — ухаживает, как за ребенком. «Уж ты его у меня не трогай» (т.е. не осуждай), — говорит он про своего барина другу своему Хорю. — «А что ж он тебе сапогов не сошьет?», — возражает Хорь. — «Эка, сапоги! На что мне сапоги? Я мужик», отвечает Калиныч. Но Полутыкин нисколько не ценил восторженной, бескорыстной привязанности к нему Калиныча и на вопрос автора, какого мнения он о Калиныче, Полутыкин холодно отвечал: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мною на охоту ходит … Какое уж тут хозяйство, посудите сами». Таким образом, Полутыкин ценил крестьян постольку, поскольку они занимались хозяйством и давали барину более дохода. В лице Калиныча Тургенев изобразил ту сторону природы русского человека, благодаря которой в прежнее время вырабатывались типы покорных и преданных дядек и нянек. В прежнее время происхождение этих типов объясняли снисходительным отношением помещиков к крепостным, но Тургенев ясно показывает нам, что эти типы — порождение гуманной, любвеобильной природы простого народа.
Абай Кинанбаев всегда призывал детей к знаниям. В его произведении "Карасоз" (слова назедания) он рассказывает о мудрости, о честности , и опять-таки призывает людей учиться.