<span>От своего настоящего имени он отрекается дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и потом, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как «номер сто восемнадцатый из первого корпуса». (полагаю, отсылка к другому «заключенному» современной Булгакову романистики — Д-503, герою романа Е.И.Замятина «Мы», судьба которого имеет ряд совпадений с судьбой М. (Оба занимаются писательством, не считая себя писателями; у каждого есть возлюбленная, способная на мужественные поступки.) </span> Герой оттого стал М., что его литературное занятие вышло за свои границы, превратилось в дело, которое он призван исполнить, на которое венчан, как король на царство. <span>Тогда слово «мастер» означает «посвященный». </span>Формально появившийся лишь к 13 ("несчастливой") Мастер является фактически постоянно присутствующим в книге, т.к., по-моему, Понтий Пилат и Мастер - одно и то же. Поэтому подлинный Мастер, его внутреннее содержание, появляется уже во второй главе - "Понтий Пилат". Мы смотрим на мир его глазами, читая роман в романе.<span> </span>
Белая берёза стояла в лесу, её серёжки качает ветер, белая берёза встречает весну, покачивает головой ветвистой! это подайдёт? другой я не смогла придумать!