Общество развивается духовно, культурно. Так же литература помогает понять как поступать в той или иной ситуации.
Поэма Мертвые души явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положительного героя. Но не было его в этом несправедливом мире. Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, свихнувшись на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются оеху на человечестве. Таков Плюшкин. А ведь было вре-когда он только был бережливым хозяином! был женат и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, -- - -хозяйству и мудрой скупости... Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей... перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее... скупее... Бережливость переродилась в скаредность, а некогда богатое поместье в развалившееся хозяйство. Вьехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает какую-то особенную ветхость... на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек... Окна в избенках были без стекол... Господский дом глядел каким-то дряхлым инвалидом, только сад, заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: баба или мужик. Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель, все ветхо, грязно и убого. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами. Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен.
<span>Встреть его Чичиков в церкви, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но Плюшкин не нищий... У этого помещика была тысяча с лишком душ. В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни, заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок. И все тащил к себе в комнату. Вон уж рыболов Шел на охоту, говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе. Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем еРшим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвертинку бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея, что нельзя обойтись восьмушкой. В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящего о ничтожности и гадости, до которой может дойти челове подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах которым стремился в юности. Грозна, страшна грядущая впеп ди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосеп днее ее, на могиле напишется: "Здесь погребен человек!"-, но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости. Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла крепостного права делающего из людей рабов мелких страстишек, вытравляющего душу. Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ птицы-тройки, способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. Русь, куда же несешься ты Дай ответ. Не дает ответа. </span>
На лесном кордоне жили мальчик с дедом. Женщин здесь было три: бабка, жена объездчика Орозкула, главного на кордоне человека, дедова дочь - тетка Бекей. Была еще жена Сейдахмата, подсобного рабочего. Тетка Бекей - женщина, самая несчастная на белом свете, так как у нее нет детей. Орозкул спьяну бьет ее за это.Таковы основные герои рассказа, который написал Чингиз Айтматов.
"Белый пароход". Дед Момун Расторопным Момуном прозвали деда Момуна. Такое прозвище он получил за неизменную приветливость, а также готовность услужить. Работать он умел. А Орозкул, зять его, хоть и считался начальником, в основном разъезжал по гостям. Момун держал пасеку, ходил за скотом. Чингиз Айтматов отмечает, что он был весь в работе с утра до вечера, всю жизнь, но так и не научился заставить уважать себя. Мечта мальчика Ни матери, ни отца не помнил мальчик. Он не видел их ни разу, но знал, что отец его служил на Иссык-Куле матросом, а мать уехала в какой-то далекий город после развода. Любил взбираться мальчик на соседнюю гору и в смотреть на Иссык-Куль в дедов бинокль. На озере ближе к вечеру показывался белый пароход.
Красивый, мощный, длинный, с трубами в ряд. Повесть Айтматова "Белый пароход" названа в честь этого корабля. Мальчик хотел превратиться в рыбу, с одной лишь своей головой, большой, на тонкой шее, с оттопыренными ушами. Он мечтал, что поплывет к своему отцу и скажет ему, что он его сын. Мальчик хотел рассказать, как живется ему у Момуна. Этот дедушка самый лучший, но вовсе не хитрый, из-за чего над ним все смеются. А Орозкул часто покрикивает.
В произведении «Борис Годунов» Пушкин подымает ряд важнейших тем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека. На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти – царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое – убивает наследников Годунова. Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, «народ безмолвствует».
<span>
</span>