Биография Искандер Фазиль Абдулович
Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР; будущего писателя взяли на воспитание родственники матери. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. В 1954-1956 работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, "Горные тропы", вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999). Живет в Москве.
Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии: "Горные тропы" (1957, сборник стихов), "Доброта земли" (1959, сборник стихов), "Зеленый дождь" (1960, сборник стихов), "Дети Черноморья" (1961, сборник стихов), "Молодость моря" (1964, сборник стихов), "Зори земли" (1966, сборник стихов), "Созвездие Козлотура" (1966, сатирическая повесть), "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966, сборник рассказов), "Запретный плод" (1966, сборник рассказов), "Начало" (1969, рассказ), "Лов форели в верховьях Кодора" (1969, рассказ), "Летним днем" (1969, рассказ), "Письмо" (1969, рассказ), "Встреча в поезде" (1969, рассказ), "Бедный демагог" (1969, рассказ), "Сандро из Чегема" (1973-1988, полное издание - 1989; роман на автобиографической основе; отдельные главы экранизированы в 1989 - фильм "Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным"), "Морской скорпион" (1977, повесть), "О, Марат!" (1979, рассказ; экранизирован в 1992 - фильм "Маленький гигант большого секса", Россия, "Мосфильм"), "Кролики и удавы" (1982, США; в Москве напечатана в 1987, сатирическая повесть-сказка), "Защита Чика" (1983, рассказ), "Бармен Адгур" (1986, рассказ), "Чегемская Кармен (1986, рассказ; экранизирован в 1988 – фильм "Воры в законе", СССР, киностудия им. М.Горького), "Сумрачной юности свет" (1990, повесть), "Человек и его окрестности" (1992-1993, роман), "Софичка" (1995, рассказ), "Думающий о России и американец" (1997, рассказ), рассказы о Чике, автор сценария к фильмам "Время счастливых находок" (1969-1970, сценарий фильма совместно с Г.С.Габаем; "Мосфильм"), "Чегемский детектив" (1986; СССР, "Мосфильм", "Грузияфильм"), "Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным" (1989; СССР, киностудия им. М.Горького).
Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался.В настоящее время живёт в Москве, является старейшиной в московской абхазской диаспоре.Сам Искандер восхищается поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен»
*если будешь распечатывать я еще фото прикрепила, можешь также его добавить к своему конспекту
Сюжет произведения прост. Два человека — отец и сын — попадают в экстремальную ситуацию.
<span>Начинаются события буднично. Бен, в прошлом опытный летчик, теперь подрабатывающий подводными киносъемками, летит со своим десятилетним сыном Дэви на берег Акульей бухты снимать акул. Самолет — старенький, места — безлюдные, сын — замкнутый, отец — весь в себе. Каждый живет своей жизнью, никаких общих чувств, интересов, полное равнодушие. В рассказе отсутствует даже конфликт отцов и детей, так как близкие, казалось бы, люди являются посторонними друг для друга, они не знают друг о друге ничего и не пытаются сблизиться. </span>
<span>Во время подводных съемок на Бена напала акула. И вот тут-то, на диком побережье, Бен осознает, что этот маленький человечек, его сын, от которого зависит их дальнейшая жизнь, должен быть мужественным, сообразительным, волевым. Впервые Бен начинает работать не физически, а внутренне. Он пытается понять чувства мальчика, пытается заставить работать и думать самостоятельно. Им обоим страшно, но они ожесточенно сопротивляются обстоятельствам. </span>
<span>Дэви, оказавшись один на один со стихией и умирающим отцом, действует самостоятельно. Когда ему нужна помощь по управлению самолетом, он выводит отца из обморочного состояния. Мальчик неожиданно оказался мужественным, где-то даже жестким, сконцентрированным, ответственным, умеющим самостоятельно справляться со сложными ситуациями, — выше на ступеньку некоторых мужчин, теряющих самообладание в подобные моменты жизни. </span>
<span>Они спаслись. Бен-калека держится за тонкую ниточку понимания сына в надежде развить ее в тесную связь через взаимопонимание. А сын, неожиданно раскрывшийся в неординарной ситуации, опять скромен и тих. Развитие дальнейших отношений зависит только от них. И впереди у них работа, самая тяжелая и изнурительная — познание друг друга.</span>