Изначально складывается негативное отношение к Печорину(после прочтения главы "Максим Максимыч").Нам он кажется бесчувственным,не способным к дружбе человеком(он не обнял Максим Максимыча,а лишь подал ему руку,отказался от предложения пообедать вместе,на прощание лишь махнул рукой).Однако образ Печорина,его характер полностью раскрывается в главе "Княжна Мэри",так же в главе Печорин рассказывает о том,что его сделало таким,каким мы его видим.
Николай Гоголь на протяжении всего своего творческого пути создавал интересных и колоритных персонажей. В повести «Тарас Бульба» герои настолько фактурны, что запоминаются с первого раза. Безусловно, эти образы собирательны и гиперболичны, но от того не менее интересные и яоящим запорожским козаком: товарищество и христианская вера всю жизнь были очень важными для Бульбы. Он уже немолод, занимает определённое положение на Сечи. В эпизодах застолья по поводу возвращения сыновей из бурсы, в сценах битвы с поляками видно, что Тараса Бульбу уважают, к его советам прислушиваются.
Даже те, кто лишь недавно пришёл на Сечь, видят в Бульбе мудрого и справедливого воина. Из первых глав становится понятно, что он не семейный человек – его редко видит жена, потому что козак часто отправляется в военные походы с запорожским войском, да и не любил Бульба засиживаться дома, считал, что это плохо влияет на характер. Для Тараса Бульбы на первом месте стояла Сечь и судьба своей Отчизны.
Остап Бульбенко – старший сын Бульбы, вместе со своим братом окончил семинарию и после окончания обучения вернулся домой. Читатель узнаёт о том, как показал себя Остап в семинарии из нескольких эпизодов: Остап поначалу не хотел учиться и пытался сбежать, но со временем взялся за ум. По-настоящему этот персонаж раскрывается в походе на поляков. Остап предстаёт перед нами достойным сыном своего отца: храбрым, сильным козаком, который наделён аналитическими способностями.
Несмотря на то что Остап попадает в плен к полякам, козак не теряет самообладания и присущей его характеру твёрдости. После сцены казни у читателя не остаётся сомнений в том, что Остап по праву достоин называться настоящим козаком. Герой идёт на лобное место без страха, с достоинством встречая смерть.
Перечисляя главных героев повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать об Андрие, младшем сыне старого запорожца.
Он отличается и от брата, и от отца. Можно сказать, что от своей матери он взял лирический склад души, а от отца – решительность и волю к победе. Можно сказать, что именно это сочетание и стало для юноши фатальным.
В военных делах Андрий не отставал от своего брата, а подчас совершал такое, что ни одному козаку даже в голову прийти не могло. Молодого парня очаровывают сражения, гулянки, мечи, шпаги, набеги – всё то, из чего состоит козацкая жизнь. Образ Андрия создан Гоголем в романтическом ключе. Читатель понимает, что в Андрие борются два противоположных начала: желание любить и поступать по велению сердца и желание служить родному краю, стоять на страже свободы и независимости.
Персонажи в «Тарасе Бульбе» колоритные и выразительные. Каждый образ прописан невероятно тонко, так, чтобы у читателя перед глазами возникала очень реалистичная картинка. Например, сцена поездки на Сечь вызывает ассоциации с картиной В. Васнецова «богатыри». Так же, как и на полотне, перед нами предстают три человека: отец и два его сына. Такие же бесстрашные, мужественные и бравые воины.
Чиполлино — шустрый и смышленый мальчик Луковка, герой сказки Родари, где все персонажи — овощи или фрукты: кум Тыква, сапожник Виноградинка, адвокат Горошек, девочка Редиска и мальчик Вишенка, профессор музыки Груша, старый Чиполла — т. е. Лук — с многочисленными детьми-луковками и др. В этом сказочном огородном сообществе действуют, как ив жизни, социальные антагонизмы, и скромных «честных граждан» — бедняков вроде кума Тыквы и старого Чиполлы притесняют злой и жадный синьор Помидор, чванливый принц Лимон с армией Лимончиков и спесивые ханжи графини Вишни. Свою вынесенную из опыта Сопротивления симпатию к простым людям труда и веру в их способность преобразовать несправедливо организованный социум Родари вложил в образ веселого и смелого Ч. Оставшись один на свете (отца Чиполлу и всю бедняцкую огородную братию упрятал в тюрьму злодей Помидор по приказу принца Лимона) , неунывающий Ч. отправляется странствовать, чтобы «поучиться уму-разуму» и хорошенько «изучить мошенников и плутов» . Он досаждает синьору Помидору, находит себе верных друзей (ловкую девочку Редиску, доброго и умного мальчика Вишенку) и с их помощью освобождает из тюрьмы отца и других узников. С криком «Долой принца Лимона! » вся овощная деревня загоняет в темницу своих мучителей и дармоедов Помидора, Лимона и Вишен, а замок злых графинь превращает в веселый Дворец детей, куда огородные малыши во главе с Ч. ходят играть и учиться.