Когда человек свободен, он занимается своими делами или помогает своим родным. Свободное время можно провести разно; гулять, играть, смотреть телевизор и делать уроки. У человека может быть много своих дел и он может заняться чем он захочет.
<span>Читая ее, испытываешь противоречивые чувства. С одной стороны, это безнадежная и беспросветная тоска от понимания, как много нужно было еще приложить усилий, чтобы как-то изменить существующее положение крепостных крестьян. Тяжелый труд и полная неуверенность в завтрашнем дне усугубились абсолютной зависимостью от помещика-барина. И многие «господа» относились крестьянам как к рабочей силе. Внимательному читателю о многом может поведать речь деревенского старосты над гробом доброго, хозяйственного, трудолюбивого Прокла: </span>
"Жестокие нравы, сударь, в нашем городе,жестокие"
Кабаниха и Дикой-в их лице представляется нам город. Они держат свое окружение в страхе перед собой.
2, Попав в плен ребёнком, Мцыри вырос и на первый взгляд забыл, что такое жить на воле. Монастырская действительность не давала особой пищи для понятия, в чём преимущества свободных людей, но „тайный голос“ памяти говорил Мцыри, что жил он когда-то в горах, и были там иные чувства и желанья. В результате он вспомнил где и как жил в детстве, и иные стремления возникли у него. Понятие воли соединилось с родным домом, с родным образом жизни горцев, их культурой, обычаями. Мцыри понял чего он лишился в прошедшей в неволе жизни и стремление вернуть всё это подтолкнуло его к побегу. Блуждая в лесу, он столкнулся с дикой природой, и это ещё больше позволило ему понять, в чём заключается для него воля. „О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! “- восклицает он, вспоминая бурю, через которую бежал к вершине „цепи снеговой “. Его душа ликовала от соприкосновения с природой, от чистого небесного свода, от кудрей виноградных лоз, от росы лежащей на земных растениях. Встреча с грузинкой взволновала его, так „Что думы пылкие его смутились“ и её уход поверг беглеца в тоску и печаль. Битва с барсом всколыхнула в Мцыри дремавшего в нём война, которому не чужды понятия благородства. Мцыри уверен в том, „Что быть бы мы в краю отцов Не из последних удальцов“ Заблудившись и выйдя обратно к монастырю у него окончательно сливается воля с жизнью на родине, с милыми ближними и родными, с волей диких степей с легкими и белыми конями, с битвами меж скал. Все эти мысли можно заменить одной фразой, вырвавшейся у Мцыри:
<span>„Увы! - за несколько минут </span>
<span>Между крупных и тёмных скал </span>
<span>Где я в ребячестве играл, </span>
<span>Я б рай и вечность променял… “ </span>
Большое значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:…Выходит Петр.Его глаза Сияют.Лик его ужасен.Движенья быстры.Он прекрасен Он весь, как божия грозаО Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности:
В качалке,бледен,недвижим
страдая раной Карл явился" и "И слабым манием руки
На русских тдвинул он полки".
Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.