На страницах повести А. С. Пушкина “Дубровский” мы встречаемся с двумя наиболее полно обрисованными женскими образами: Маши Троекуровой и няни Владимира Дубровского — Егоровны. Ни разница в годах, ни принадлежность к разным сословиям не мешают этим женщинам казаться нам одинаково привлекательными.
<span>Что касается главной героини повести, Марьи Кириловны Троекуровой, то, на мой взгляд, образ ее перекликается с образом главной героини другого произведения А. С. Пушкина — Татьяной Лариной. В “Дубровском” это просто, если можно так выразиться, наброски, очертания того излюбленного образа, каким станет впоследствии для автора Татьяна. В моем представлении Маша Троекурова и Татьяна Ларина — это портрет одной и той же женщины, на в первом случае выполненный только черно-белыми красками, а во втором — яркий, красочный, со всевозможными оттенками. </span>
<span>Какой же была Маша Троекурова, если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса Владимира Дубровского? Сказать красавица — недостаточно, потому что вокруг так много красавиц, скрывающих под маской безупречной внешности черствую душу. В Марье Кириловне, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а затем вкусив сладость сентиментальных романов, которыми Маша, повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной. </span>
<span>Отца своего Марья Кириловна почитала, но друга и советчика в нем, как это часто бывает между родителями и детьми, не нашла. Кирила Петрович хоть и “любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверительности”. </span>
<span>Когда в поместье к Троекуровым явился молодой учитель для сводного брата Маши и время от времени стал давать уроки музыки и ей, то вскоре девушка нашла в нем героя своего романа. Машу покорили в молодом учителе его благородство, усердие и особенно — его храбрость: “Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не принадлежат исключительно одному сословию... ” С детства привыкшая видеть в своем доме мужчин, похожих поведением на своего отца: властных, разгульных, думающих только о деньгах и наживе, в учителе Маша нашла полную противоположность. Никогда не мечтавшая о богатстве, привыкшая довольствоваться малым, и, наоборот, высоко ценившая духовное богатство человека, Маша почувствовала в молодом человеке родственную натуру, и сердце ее безропотно поддалось его зовущему сердцу. </span>
<span>Узнав вскоре, что учитель Дефорж — это не кто иной, как Дубровский, известный разбойник, которого давно уже разыскивает полиция, Маша хоть и испугалась, но не отреклась от него.</span>
Кирибеевич сын Малюты Скуратова самого жестокого опричника Ивана Грозного. Кирибеевич молодой опричник, небоголюбивый, не дорога русская старина, вторгается в православную семью, дерзко нарушает христианские законы, ему чужд народ и традиции, только служет царю.
противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала» .
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.
На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Однако, «воинский начальник типа старого служаки» , полковник убежден, что «все надо по закону» : и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
СПИСОК ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ.
2 КЛАСС
Раздел 1. Устное народное творчество.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Иван - Царевич и серый волк»
«Сивка – бурка»
Раздел 2. «Там, на неведомых дорожках».
П.Ершов «Конек – Горбунок»
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Рике с хохолком»
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Раздел 3. «Сказочные человечки»
Т.Янссон «Шляпа Волшебника»
А.Милн «Винни – Пух»
А.Толстой «Приключения Буратино»
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Братья Гримм «Бременские музыканты», «Принц – Лягушонок, или Генрих Железное Сердце»
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Раздел 4. «Поэтическая тетрадь»
Ф.И.Тютчев «Люблю грозу в начале мая», «Листья»
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Я пришел к тебе с приветом», «Зреет рожь над жаркой нивой»
А.К.Толстой « Где гнутся над омутом лозы», «Звонче жаворонка пенье», «Вот уж снег последний в поле тает»
А.Н.Майков «Весна», «Колыбельная песня», «Летний дождь»
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода», «За весной, красой природы», «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»
М.Ю.Лермонтов «Утес», «Горные вершины», «Два великана», «Осень»
И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Утро», «Встреча зимы»
А.Плещеев «Весна», «Мой садик»
И.Суриков «Детство», «Зима»
Н.А.Некрасов «Перед дождем», «Славная осень», «Не ветер бушует над бором»
К.Бальмонт «Осень», «От птицы к птице», «Золотое слово»
И.Бунин «Детство», «На проселке», «Полевые цветы»
Д.Хармс «Стихотворения»
Раздел 5. «О братьях наших меньших»
М.Пришвин «Ребята и утята»
В Бианки «Музыкант», «Аришка – трусишка», «Сова», «Мышонок Пик»
Е.Чарушин «Кот Епифан»
Н.Сладков «Всему свое время», «Лесная азбука»
Б.Житков «Храбрый утенок», «Про обезьянку»
И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек»
К.Паустовский «Растрепанный воробей»
Раздел 6 «Самое обыкновенное чудо»
А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Раздел 7 «Русские писатели – детям»
М.Пришвин «Моя Родина»
В.И.Даль «Девочка Снегурочка»
Л.Н.Толстой «Котенок» «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Лгун», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве»
К.И.Чуковский «Про Деда», «Путаница», «Радость», «Федорино горе»
А.П.Гайдар «Совесть», «Чук и Гек»
М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
Н.Носов «Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Телефон»
В.Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», «Синие листья», «Почему?», «Три товарища», «Хорошее»
Н.М.Артюхова «Трусиха»
Ю.Я.Яковлев «Мама»
В.Драгунский «Тайное всегда становится явным»
М.Горький «Случай с Евсейкой»
В.П.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
С.Я.Маршак «12 месяцев»