<span>Ночью бушевала буря,
</span><span>А с рассветом на село,
</span><span>На поля,на сад пустынный
</span>Первым снегом понесло
А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.
М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
"Герой нашего времени" - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
В предисловии к "Журналу Печорина" Лермонтов пишет: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа..."
Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.
Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.
Чернушка-загадочная,добрая и немного ворчливая курица, которая в подземном царстве считалась министром, пользующимся высоким авторитетом.
Введение христианства на Руси стало причиной переворота в сознании и быте наших предков. Но отход от старых традиций и верований не может происходить быстро. Поэтому в «Слове» можно встретить и христианские, и языческие мотивы. Вины, отправляясь в бой, еще не молятся. Смерть не сопровождается мыслями о душе человека. Такие элементы в произведении звучат в именах богов славянского олимпа, а также в общем взгляде автора на природу и жизнь (можно вспомнить, например, затмение солнца).
В повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" причудливо переплетены фантастические детали и реальность Москвы 1920-х годов. Отчасти поэтому повесть так интересна и читается на одном дыхании.
Что может быть реалистичнее, чем голодный замерзающий бездомный пес? Его подбирает профессор, чтобы использовать для эксперимента - вполне реальная деталь. Почему бы профессору этого не сделать? Окружающие люди, занятые своими делами - реальны. Попытки представителей победившего пролетариата заставить потесниться занимающего семь комнат профессора - тоже вполне реальны. Как, впрочем, и то, что он с помощью связей отбивается от этих попыток: хороший врач нужен всем, в том числе и представителям властей.
Работа профессора показана чуть менее реально. Тут Булгаков, сам врач по образованию, слегка преувеличил: сложные операции на дому не делаются, тем более пересадки органов от животного человеку. Да и методов омоложения людей медицина пока не знает. Но это просто преувеличение, а по-настоящему фантастические события начинаются после пересадки псу Шарику желез от человека - маргинала Клима Чугункина. Превращение пса в человека - событие целиком фантастическое. Стремительное "очеловечивание" собаки, причем с сохранением черт характера донора-человека - это фантастика. Но фантастические детали так умело вплетены в реальность, что повесть Булгакова воспринимается почти как реалистическая.