План анализа
1. Род литературы
2. Жанр
3. Особенности жанра (например, если это роман, то он может быть приключенческий, семейная хроника, фантастический и т. д.) . Должно быть несколько характеристик.
4. Источники сюжета (взят сюжет из прошлого, а также творчество других писателей) .
5. Тема.
6. Идея.
7. Конфликт, особенности конфликта (если есть) .
8. Композиция.
<span>Если заполнить все пункты, то получится полный анализ. </span>
Слово о полку Игореве» – выдающаяся достопримечательность древнерусской литературы. Из «Слова…» мы узнаем о жизни нашего народа в древности, о его героической борьбе с врагами. В поэме неизвестный нам автор с большим мастерством нарисовал мужественных защитников Русской земли от половцев в XII веке. Когда читаем поэму, в нашем воображении отчетливо встают мужественные предки – защитники Русской земли. С какой любовью автор рисует их образы! По всему видно, что он глубоко любит родную землю. Среди всех персонажей поэмы на первом плане мы видим храброго князя Игоря и отважную дружину, с которой он выступил в поход против врагов.
Повествование в «Слове…» начинается в мрачных, тревожных тонах, в предчувствии неминуемой беды и ведется дальше скорбно и взволнованно. Но заканчивается рассказом о побеге Игоря из плена, возвращении на русскую землю, где его радостно встречают соотечественники.
С первых строк поэмы он выступает перед нами как патриот: мужественно защищает родную землю от злейшего врага Киевской Руси – половцев. Святейшей обязанностью для него – служить верно своей Родине, даже отдать за нее свою жизнь. Поэтому он и говорит такие глубоко патриотические слова: «Братья и дружина! Лучше же бы Потятым быть, чем пленным быть». Игорь – верен Русской земле. Такими же патриотами и верными защитниками родной земли были и его воины. Им дорога Мать Родина, они, как и их князь, также готовы отдать за нее свою жизнь. Поэтому смело и отважно сражаются они с врагами. Игорь – бесстрашный и решительный. Силы природы предвещали ему неудачу, приметы были плохие, но Игорь не вернул своих полков, еще с большей решимостью бесстрашно пошел на половцев. В бою Игорь ведет себя как мужественный и храбрый воин. Мужеством князей Игоря и Всеволода восхищается киевский князь Святослав. Вместе с тем автор подчеркивает и благородство Игоря. Князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка, и поэтому не оставляет в беде Всеволода. Он не бросает своего брата врагам, когда тот попал в трудное положение, немедленно спешит ему на помощь. Когда же дружина Игоря начала терпеть поражение, то князь не оставляет поля боя, а, как буйный тур, бьется вместе с воинами до конца. Игорь потерпел поражение в борьбе с половцами, потому что действовал безрассудно. Он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем Святославом. Да и поход он мог бы отложить, ведь природа предвещала ему неудачу, будто предупреждала, чтобы Игорь подождал. Игорь был слишком самоуверенным, и его необдуманные действия привели к поражению. Прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор, вместе с тем, осуждает его легкомыслие, честолюбие, он подчеркивает, что только в совместной борьбе, объединенными усилиями всех князей можно разгромить половцев.
Автор «Слова…» – пламенный патриот, которому дороги честь и благополучие Руси. Он призывает князей объединиться в борьбе против общего бедствия – половцев и стать «за землю Русскую, за раны Игоревы…». Поэт-гражданин активно вмешивается в события, которые могли стать трагическими для Русской земли. Он осуждает пагубные проявления княжеской вражды, высоко поднимает авторитет киевского князя Святослава как выразителя и защитника интересов всей Русской земли. Автор «Слова…» не только великий художник, но и выдающийся публицист, прекрасно понимает политическую обстановку тогдашней Руси. Поражение Игоря он понимает не только в плане поведения Игоря, но и в плане политической судьбы Руси. Публицистический талант художника ярко проявился в его призыве к князьям отбросить распри и постоять за Русскую землю. Подробное описание похода говорит о том, что автор сам был участником битвы. Ему близки и понятны не только ратные подвиги дружинников, но и братские чувства жалости к уставшего от боев воина, и горе матери, которая оплакивает своего юного сына Ростислава, и преданная любовь Ярославны, которой он ласково и сочувственно говорит о близких его сердцу людях. Вероятно, автор «Слова…» был не просто дружинником, а человеком высшего сословия, потому что показать такие глубокие знания истории, книжной литературы могло именно такое лицо.
Мы убеждаемся, что и в глубокой древности наши храбрые предки были большими патриотами и мужественными защитниками родной земли от захватчиков, от тех, кто пытался посягнуть на ее свободу и независимость. Лучшие нравственные качества героев поэмы – мужество, любовь к родине, взаимопомощь, переживание за простого воина, верность присяге не потеряли своей важности для современности, они вдохновляли воинов в Великой Отечественной войне. Неплохо было бы нашим государственным деятелям прислушиваться к «Слову…».
1. Лужинскую теорию можно условно назвать "теорией целого кафтана" - по примеру, который использовал Лужин, чтобы проиллюстрировать свою мысль. Допустим, у одного человека есть кафтан, а у другого человека кафтана нет. Лучше ли будет разорвать кафтан и поделиться с раздетым? Ведь при этом замёрзнут оба. Или нужно, чтобы хотя бы один из двоих остался в кафтане и выжил? По мнению Лужина, каждый человек должен стремиться к тому, чтобы "остаться в кафтане", то есть любой ценой достигать своих целей - невзирая на мораль и закон. Когда Раскольников убивает старуху-процентщицу, можно сказать, что он поступает в соответствии с лужинской теорией: Родион отбирает у старухи "кафтан" (деньги), так как считает, что они ему нужнее.
2. Суть теории Раскольникова состоит в том, что он разделяет людей на две группы. Большинство - безликая толпа, не способная на великие дела, а значит, не имеющая ценности для общества. В другой группе - немногие "сверхчеловеки" – сильные личности, способные на великие свершения, ценные для общества. Он полагает, что "сверхчеловекам" должно быть позволено гораздо больше, чем серой массе, вплоть до преступлений во имя благородных целей. Разумеется, себя Раскольников по своей теории считает сильной личностью и относит к "право имеющим", а не к "тварям дрожащим".