«Кулагер» – это преподнесенная в стихотворной форме повесть о великом казахском певце Ахане-сере, печальный рассказ о гибели его любимого коня Кулагера. Он был убит во время байги по велению злого завистника, понимавшего, что его рысак по кличке Серый Ястреб никогда не обойдет известного во всей степи огненного скакуна Кулагера. Поэма эта – одно из выдающихся произведений казахской литературы, где судьба поэта и певца Ахана перекликается с судьбой самого Ильяса Джансугурова, равно как и целого поколения казахской интеллигенции, подвергшегося репрессиям 30-х годов прошлого века. Лебединой песней Ильяса, предсмертным криком его души, предостережением на все грядущие времена назвала это творение дочь поэта Ильфа Ильясовна ДжансугуроваДжандосова. В подтверждение слов ее высказывается в предисловии издатель книги – поэт и публицист Бахытжан Канапьянов. «Эта передовая часть общества, – пишет он, – в буквальном смысле взяла на себя весь груз ответственности за будущее своего народа в разных сферах человеческого бытия – общественнополитической, социальнокультурной и научно-образовательной. С горечью констатирую, что всех их ожидал репрессивный исход, независимо от того, на каком берегу революционного водораздела они находились» .
Именно с репрессиями связана история, записанная мной на пленку во время одной из наших встреч с Ильфой Ильясовной. «Когда весной 1957 года, – рассказывала она, – мы получили справку о реабилитации отца, мне было 22 года. И я хорошо помню, как в какойто из дней мама вместе с Мухтаром Ауэзовым и поэтом Гали Ормановым, сидя в комнате, готовила к печати первый посмертный, после только что полученной реабилитации отца однотомник его стихов. Работа была в полном разгаре, когда в доме появился очень уважаемый и любимый всеми человек. Это был замечательный детский писатель Сапаргали Бегалин. Едва переступив порог, он протянул маме какойто сверток. Оказывается, то был свиток из 16 номеров газеты «Социалистик Казахстан» за 1937 год с напечатанным в них «Кулагером» . Рассказывающая о драматической судьбе известного в народе композитора и певца Ахана-сере, поэма эта имела невероятный успех у читателей. Каждый день задолго до открытия киосков приходили они и становились в очередь за новой ее главой. Вместе со всеми ждал с нетерпением следующего выпуска и Сапаргали Бегалин. Вообщето, после газетной публикации «Кулагер» должен был появиться в книжном варианте, но этого не произошло. Поэма еще продолжала выходить, а Ильяс уже был арестован, затем осужден и расстрелян, все рукописи и книги его изъяты, а выпуски газет с «Кулагером» повсеместно уничтожены. Казалось, текст его был утрачен навсегда, но вот по прошествии двадцати лет он выплыл буквально из небытия. И все благодаря тому, что аккуратный и предусмотрительный Сапаргали складывал один к одному драгоценные номера, а узнав о том, что Ильяса забрали, спрятал их в трех невинных, крестиком расшитых думочках-подушках, к которым никому не разрешал притрагиваться. Они были как бы украшением стоящего в его кабинете дивана, и лишь изредка их вытаскивали на улицу для просушки. Если дети, играя, забегали к нему и в пылу сражения пытались ими обороняться, он очень сердился. Не подпускал к ним никого из родных, дабы в случае чего их не обвинили в причастности к его тайне. Однако про это мы узнали потом, а тогда мама была буквально потрясена. Этой газетной подборки «Кулагера» у нее не было. Чудом сохранилось строчек сто от первого варианта, но то была капля в море. А тут благодаря дяде Сапаргали все предстало в законченном виде и целиком. Естественно, чудом спасенный «Кулагер» был тут же включен в сборник» .
<span> Вот такой сюжет – не придуманный кемто, а из самой жизни – имеет в своем активе история нашей казахской литературы, казахской культуры. Очень коротко пересказан он Ильфой Ильясовной и в ее небольшом, лаконичном послесловии к сегодняшней книге с благодарностью профессору филологии Берику Джилкибаеву за его прекрасный перевод «Кулагера» .</span>
Вольфганг Моцарт родился в 1756 году в австрийском городе Зальцбург. Его отец Леопольд Моцарт был образованным и серьезным музыкантом, служившем при дворе князя-правителя города. Превосходный педагог, он стал первым учителем музыки маленького Вольфганга и его старшей сестры Наннерль. В 3 года мальчик находил на клавесине консонирующие интервалы, в 4 года повторял за сестрой небольшие пьесы и пытался сочинить концерт для клавесина. Постепенно кроме клавесина мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Когда Вольфгангу было 6 лет, Леопольд Моцарт отправился с ним в концертное турне. Первое путешествие продолжалось 3 года. Семья посетила Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву. Отец знакомил сына с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил его на концерты, в оперу занимался с ним композицией. У Вольфганга появились новые сочинения : в январе были написаны первые четыре сонаты для клавесина и клавира. В 1766 году семья вернулась домой. Отец начинает работать с сыном над новыми программами. Кроме музыки, Вольфганг изучает и другие предметы историю, географию, рисование, арифметику, а также иностранные языки французский, английский, итальянский, латинский. Одновременно появляется заказ на сочинение музыки : венский оперный театр заказал комическую оперу « Мнимая простушка ». Опера была поставлена, но не в городе из-за интриг придворных музыкантов, а в 1768 Моцарту было 12 лет. В 1769 году, в возрасте 13 лет Моцарт с отцом в Италию, родину оперы. За 3 года - с 1760 по 1771 отец с сыном посетили крупнейшие города страны: Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. Юный Моцарт выступал как клавесинист - виртуоз, певец-импровизатор. Крупнейший в мире Миланский оперный театр заказал Моцарту оперу « Митридат, царь Понтийский ». Она была написана за очень короткий срок, всего за полгода, и шла 20 раз подряд с огромным успехом. Вслед за этим Моцарт получил заказ на новую оперу « Луций Сулла » и другие произведения. После недолгих занятий с известным итальянским теоретиком и композитором падре Мартини Моцарт в возрасте 14 лет становится членом Болонской академии. Но несмотря на поразительные успехи, молодой композитор так и не смог найти работу в Италии. Пришлось опять вернуться домой, в Зальцбург. Там вместо старого князя появился новый правитель- граф Колоредо. Он не одобрял длительные отъезды Моцартов. С трудом получив отпуск, в возрасте 22 лет Вольфганг едет с матерью в Париж. Он уже известный композитор, им написано около 300 произведений! Но снова попытки найти работу остаются без результата. Заболевает и умирает его мать. Моцарт вынужден вернуться. Творческий результат поездки в Париж -пять сонат для клавесина. В городе Мюнхен с блестящим успехом идет новая опера композитора – « Идоменей, царь Крита ». А дома, в Зальцбурге музыкант терпит новые унижения от графа Колоредо. Моцарт решает уехать. В 1781 году он поселился в Вене, где прожил до конца своих дней. В 1782 году композитор женился на Констанце Вебер. В том же году по заказу Венского театра он написал оперу « Похищение из сераля ». Вершиной оперного мастерства композитора стали « Свадьба Фигаро », « Дон-Жуан » и « Волшебная флейта ». 1786 год- год знакомства и начала дружбы с композитором Йозефом Гайдном. В знак уважения Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Среди знакомых Моцарта- известный итальянский композитор Антонио Сальери. В эти годы он пишет множество произведений для клавесина. В течение лета 1788 года были написаны 3 лучшие симфонии -№ 39, 40, 41. Последняя из них- № 41- получила название « Юпитер ». Моцарт умер 5 декабря 1791 года.