Поэзия, изображающая картины природы, называется пейзажной и имеет
различное художественное значение в зависимости от направления
(литературного течения) и стиля автора.
Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма. Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. Причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом.
В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика романтизма служит средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности. Картины природы соответствует лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему.
Характер пейзажной лирики изменился в XIX веке (в России, начиная с А. С. Пушкина) , когда на смену клише и стереотипам, характерным для пейзажной лирики того или иного направления, пришло индивидуально-авторское видение природы.
Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком.
В пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма» , когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира.
Иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утес» ,
в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные.
В пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания природы. Характерные для России лес, река, поле, березы являются «местным» пейзажем. Стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» , «Зимнее утро» . А «экзотическими» - описания пустынь, гор, морей. Как в стихотворениях А. С. Пушкина «К морю» , «Анчар» .
Появился Дед Мороз! С красным наболдажником.
1. Белка и волк
2. Большая печка
3. Волга и Вазуза
4. Волк и кобыла
5. Волк и старуха
6. Вольга-богатырь
7. Воробей
8. Два брата
9. Девочка и разбойники
10. Делёж наследства
11. Дурак и нож
12. Ёж и заяц
13. Журавль и аист
14. Зайцы
15. Зайцы и лягушки
16. Избушка и дворец
17. Как волки учат своих детей
18. Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было
19. Как мужик гусей делил
20. Конь и кобыла
21. Котёнок
22. Лебеди
23. Лев и мышь
24. Лев и собачка
25. Лев, волк и лисица
26. Летучая мышь
27. Липунюшка
28. Лисица и журавль
29. Мужик и водяной
30. Мужик и огурцы
31. Мыши
32. Мышь полевая и мышь городская
33. Награда
34. Отец и сыновья
35. Перепёлка и её дети
36. Праведный судья
37. Пчёлы и трутни
38. Работник Емельян и пустой барабан
39. Ровное наследство
40. Святогор-богатырь
41. Сказка об Иване-дураке и его двух братьях
42. Собака и её тень
43. Телёнок на льду
44. Тетерев и лиса
45. Тонкие нитки
46. Три вора
47. Три медведя
48. Уж
49. Упрямая лошадь
50. Хозяин и работник
51. Царь и рубашка
52. Царь и слоны
53. Царь и сокол
54. Шакалы и слон
55. Шат и Дон
56. Ястреб и голуби
1. Путь солдата домой.
2. Волшебная котомка.
3. Приключение в барском доме.
4. Страшная встреча.
5. Солдат издевается над смертью.
6. Возвращение.
7. Победа над смертью