Выдающимся достижением изобразительного искусства эпохи Римской империи является скульптурный портрет. В портретных образах, созданных римскими мастерами на протяжении I--IV веков, отразились эстетические вкусы, идеалы римлян и особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением реалистического метода в изображении неповторимой индивидуальности человека.
Все дальнейшее развитие портретной пластики во многом основано на творческом наследии римских мастеров.
Для скульптурного портрета времени поздней Республики, еще не воспринявшего благотворное эллинское влияние, характерно стремление запечатлеть конкретную человеческую личность, ее внешние черты и особенности, отличающие ее от любого другого лица. Эти тенденции, восходящие еще к этрусским традициям, заметно усиливаются именно в переломный период римской истории, когда столь значительную роль стали играть отдельные лица, а на смену республиканскому образу правления пришла единоличная диктаторская власть. Для большинства римских скульптурных портретов первой половины и середины I века до н.э. -- конца Республики характерен "веризм" -- реализм, переходящий в натурализм, который никогда больше с такой откровенностью не проявится в портретном искусстве Рима. В I веке до н.э. создаются портреты, поражающие своей беспощадной правдивостью; с особым интересом их авторы обращаются к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков. Именно эти старческие портреты послужили основой для широкого распространения в современной науке мнения о возникновении веристического портрета от существовавшего в Древнем Риме обычая делать восковые маски -- изображения умерших предков.
И вот снова наступило утро. С восходом
солнца, когда завершилась битва Кота и Змея, и
бог солнца Амон-Ра, как всегда, победил бога
тьмы Апопа, вся семья уже на ногах.
По нашим обычаям глава семьи проснулся
раньше других домочадцев и позавтракал один,
сразу после умывания. Завтрак его был, как
всегда, прост: ячменные лепёшки из «ита» и
ячменное пиво. В хорошие, урожайные годы на
завтрак бывают ещё пшеничные лепёшки из
«сута» и мясо. Но до сбора урожая ещё далеко.
Поэтому и мясо на нашем столе бывает редко,
его не на что выменять.
Одежда крестьянина проста: короткая набедренная льняная повязка «схенти» с
поясом и плетённые из тростникового папируса сандалии. Ещё он обязательно
носит свои защитные амулеты из бронзы и керамики. Сегодня, после завтрака, он
отправился к уличному цирюльнику, чтобы тот гладко выбрил ему голову. После
этого он наденет короткий чёрный парик изо льна и отправится на работу.
Перед разливом Нила мужчинам приходится много работать: приводить в порядок дамбы,
укреплять посадкой деревьев и кустарников дороги, очищать и углублять каналы. Все это
делается для того, чтобы, живительные воды Нила не превратили поля в болота. Когда же в
сентябре начнётся паводок, он вместе с остальными мужчинами будет следить за
наполнением квадратных бассейнов водой. И только через два месяца, к октябрю, воду
начнут медленно спускать по специальным спускным каналам, следя за тем, чтобы
плодородный ил оставался на полях. Тогда земля станет мягкой и жирной.
А после этого начнутся посевные работы. Сеять
хлебное зерно - это тяжёлая работа, потому ею
занимаются только мужчины. Во время сева жнецы
работают под звуки флейты: ведь под ритм музыки
жнецам легче выполнять свою тяжёлую работу.
Женская работа начнётся позднее – во время веяния.
Я буду работать на гумне, очищая зерно с помощью
продолговатых лопаток – веялок от мякины. Но это
будет потом.
Пока же я осталась в доме из тростника, обмазанного илом с тростниковой
циновкой вместо крыши и двери (деревянные двери могут позволить себе
только очень богатые люди в нашем царстве) . Я умылась, расчесала свои
волосы и сделала причёску «конский хвост» . Я не знатная дама, поэтому
парика у меня нет. Как всегда, я почернила брови специальным порошком
кохоль и обвела черным порошком глаза, чтобы боги Хорус и Ра защитили
меня от болезней. Я подкрасила веки зелёным порошком из сернистого
свинца, чтобы защитить глаза от солнца. Одежда моя тоже очень проста:
плотно облегающая фигуру рубашка - сарафан «калазирис» из грубой ткани, с
разрезами по бокам, чтобы было удобнее выполнять работу по дому. Не
забыла я надеть и свои простые украшения из керамики. После этого я позавт-
ракала фруктами и чистой водой.
Дети поели отдельно. Им не нужно причёсываться – у них, как и
всех египетских детей – бритые головы с небольшими прядями -
«локонами юности» (у девочек на темени, у мальчиков – по бокам
головы) . Я усадила их на циновки, лежащие на земляном полу, и
покормила латуком и сердцевиной сахарного тростника.
Если полагать, что культурный человек - это тот, кто соблюдает принятые в обществе нормы и правила, то некультурный эти правила нарушает. При этом неважно, что это за правила - правила поведения, хорошего тона, этикета, моральные устои общества, совместного сосуществования. Культурный человек должен соблюдать их все. А некультурный не обязательно должен нарушать все, достаточно нарушать что-то одно. Например воспитанный и образованный аристократ может на самом деле быть крайне некультурным человеком если полагает, что он лучше других, если кого-то третирует и унижает. Ведь такое