Роль внутреннего монолога в создании характера Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Каждый человек — это целый мир», — утверждал Федор Михайлович Достоевский, гениальный русский писатель-психолог XIX в. И каждый человек — это еще и тайна, в особенности русский человек. Не случайно во всем мире говорят о загадочной русской душе, и каждый из нас часто повторяет базаровское: «Может быть, точно, всякий человек — загадка». «Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля», — говорит один из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Загадочные, широкие, неоднозначные, внутренне противоречивые… Таков и Родион Раскольников — главный герой романа. Писатель мастерски включил в композицию романа внутренние монологи, в которых передал духовную жизнь Родиона Романовича в непрерывной смене его мыслей, чувств, воспоминаний. «Ну зачем теперь я иду? Разве я способен на это?» — рассуждает Раскольников по пути к дому старухи-процентщицы. «О боже, как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко!» — говорил он, выходя от нее. Находясь в распивочной, сам себе противоречит: «Всё это вздор… и нечем тут было смущаться». Что же толкает Родиона Раскольникова на такие размышления, а затем и на преступление? В три последних дня перед убийством его мысли и душа особенно близко сталкиваются с трагедией жизни в страшном и жестоком мире. Сколько боли и горечи звучит в монологе Родиона после посещения семьи Мармеладовых. За судьбой Сони, вынужденной продавать себя ради жизни близких людей, перед Раскольниковым встает судьба человечества и человека униженного, оскорбленного и доведенного до нищеты. По его мнению, подло и мерзко это существование, когда жизнь покупается такой ценой: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец — человек привыкает!» Но герой вдруг задумывается. И ход его мыслей меняется. Он уже сомневается в своих выводах и приходит к противоположному утвержде- нию: «…Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!» Если согласиться с Раскольниковым, что такое состояние жизни не подлость, то и поступок Сони можно оправдать, так как «неразрешимость» ситуации зависит не от нее, а от состояния окружающего мира. В чем же виновата эта девушка, которая пожертвовала собой ради спасения сестер и брата? В чем же виноваты эти дети? За какие грехи наказаны такой страшной судьбой? Нет, бедствия человечества порождены не извечной подлостью, людской, а скорее всего покорностью большинства насилию немногих. Значит, и спасти человечество способен властитель, который желает добра людям и поведет их к счастью, даже нарушая нравственные законы. Примерно так движется мысль Раскольникова: обретение власти, защита «униженных и оскорбленных» от насилия насилием, но с благой целью — так путем, долгих раздумий рождается его теория. И в монологах-размышлениях, после чтения письма матери, встречи с пьяной девочкой на бульваре вновь живая боль за человека перекликается с мыслью: «Так тому и следует быть!» Постоянно сознание Родиона Раскольникова как бы раздваивается: он всё время спорит сам с собой. В этом и заключается своеобразие внутреннего монолога героев Достоевского — его диалогичность. «На какое дело покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!» Но если Родион Раскольников не понимает бесчеловечности своей теории, то Достоевский всем содержанием романа опровергает идею главного героя душой и мыслями самого Родиона, его совестью. Весь месяц от убийства до признания — это напряженный внутренний монолог, не прекращающийся ни на секунду. Муки совести, леденящий душу страх сознание бессмысленности совершенного злодеяния — всё это ложится невыносимым гнетом на душу Родиона, помогает раскрыть одну из главных идей романа — идею раскола, которая находит свое воплощение и в фамилии героя — Раскольников. Внутренние монологи помогают также понять, почему Родион пришел с повинной, хотя был убежден в правоте своей теории. Он пришел к людям, к жизни. И его внутренний монолог подтверждает это: «Довольно! Прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь провидения!.. Есть жизнь! Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой!» Да, жизнь Родиона Раскольникова не умерла! Создавая характер своего героя, Ф. М. Достоевский, обладавший как художник-психолог редчайшим, исключительным даром видеть и чувствовать, с помощью внутреннего монолога поразительно чутко передал многомерность и неисчерпаемость человеческой души, ее способность обновления и перерождения.
Музыка - это всего семь нот. Но слушая музыку, каждый человек представляет себе свой особый образ.
Это зависит от замысла композитора, от того, как сыграл мелодию музыкант. Но больше всего от воображения слушателя.
Музыка связана с нашим опытом, с жизненными переживаниями.
Я, например, когда слушаю вальс, представляю себе Золушку в пышном платье и в хрустальных туфельках, танцующую с принцем на балу. Или, когда я слушаю марш, представляю топот солдатских сапог и лязг оружия.
Под музыку очень здорово мечтать, представлять себя капитаном корабля, который бесстрашно ведёт судно через бурю или пилотом истребителя, до последнего вздоха защищающего Родину. Или просто плыть по волнам чарующих звуков в страну Фантазию и наслаждаться каждой нотой.
Дон Кихот - мужчина, который зачитывается рыцарскими романами. Эти произведения настолько захватывают его, что он начинает жить ими. И это, казалось бы, естественно для человека, которому нравится определенный жанр или вид искусства… Но естественно до тех пор, пока наш герой живет этими романами, а не живет в них. Здесь имеется в виду завязка произведения: реальность отодвигается для Дон Кихота на второй план, и он начинает жить в мире средневекового рыцарства, считая себя одним из его представителей.