Кирибеевич приставал к Алёне Дмитриевне, в то время это считала ужасным позором. Она была буквально опозорена и унижена Кирибеевичем, и считала его поведение нахальным. Ну а про Калашникова и говорить нечего, он же был её мужем. Думаю она была хорошей женой и по этому (для того времени это нормально) полагалась на мужа.
Под моралью понимают систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Мораль – проявление коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельныхиндивидов друг с другом и с интересами общества в целом. Нормы и правила морали формируются естественноисторическим путем по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей;оформляются в качестве неких образцов только в том случае, если общество осознает их несомненную пользу.Моральный_способ регулирования поведения людей в обществе является уникальным, потому что:. не нуждается ни в каком организованном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д.; • моральное регулирование происходит в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов их поведения в обществе. Действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения.2. Мораль играет важную роль в обществе благодаря своим функциям:<span>. регулятивная функция заключается в том, что мораль выступает как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. При этом используется социальный способ, который применяется тогда, когда естественно-природные регуляторы не справляются с усложняющейся организацией общественной жизни;. оценочно-императивная функция предполагает разделение всех социальных явлении на "добро" и "зло", с помощью которых дается оценка любому проявлению общественной жизни. А уже из утверждения оценки того или иного факта вытекает и соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то образом, ибо это добро, и наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это - зло;. познавательная функция морали производна от оценочной. В принципе, историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого отдельного человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ.</span>
Пизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем» . Это почти сказочное начало.
Исполнилась мечта мальчика - получить «пряник конем» . Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой» .
«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей.
Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!
С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.
Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой» .
«Бес» Санька научил, как обмануть бабушку. Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мелкие пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же, он боялся наказания и хотел избежать неприятностей
Внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее» . Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно» . Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья... »
Пряник для героя рассказа стал символом совести.
Мудрое решение бабушки помогает понять мальчику самое главное: нельзя обманывать и предавать близких людей, нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания души ребенка.
Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?<span>Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.</span>