Татьяна
«Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур».
«Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...»
«Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина».
«Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению...»
«Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ».
После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви... поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина».
«Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете — его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью... Но я другому отдана, — именно отдана, а не отдалась! Вечная верность — кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны... Но у нас как-то все это клеится вместе: поэзия — и жизнь, любовь — и брак по расчету, жизнь сердцем — и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых... Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону — закону своей натуры, а ее натура — любовь и самопожертвование...»
Облик полковника на балу
Полковник Пётр Анисимович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.
. Пожилой человек в парадном офицерском мундире «очень красивый, статный, высокий» с выправкой старого служаки вызывает уважение у Ивана Васильевича. Он галантен с дамами, учтив с окружающими. Доверительные близкие отношения полковника с дочерью привлекают всеобщее внимание. Общаясь с ней, он «нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб». Приятно наблюдать за необычной парой во время танца. Отдельные слова и жесты Петра Анисимовича убеждают в искренности чувств по отношению к своему ребёнку. Он всей душой любит Вареньку, гордится ею. Мундир полковника безупречно аккуратен, но вышедшие из моды сапоги с «четвероугольными» носами говорят нам о многом. Мы вместе с Иваном Васильевичем понимаем, что старый человек ограничивает себя во всём, чтобы красиво одевать и вывозить в свет обожаемую дочь. На первый взгляд, кажется, что этот умудрённый опытом почтенный отец семейства – положительный герой, мужчина, достойный нашего уважения. На самом деле это не так.
Поведение героя после бала
Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника. Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Владислав Анисимович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие.
Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами». Но мучения и боль несчастного теперь не трогают душу начальника. Более того, он готов жестоко расправиться с теми, кто, нарушив приказ, недостаточно сильно опускает палку на спину беглого солдата. «Я тебе помажу», – услыхал его гневный голос рассказчик. Полковник кричит на подчинённых, унижает и даже распускает руки в порыве гнева. Лицо героя превращается в бесчувственную маску. Раздражение, досада, злость отражаются на ней при виде жениха своей дочери. Он, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Перед нами совершенно иной незнакомый человек. Трудно представить, что несколько часов назад он радовался жизни, с нежностью обнимал дочь, шутил и мирно беседовал с друзьями.<span>
</span>
Дастаточно много поэтов родились во время Великой Отечественной войны или были рождены до нее. Больше всех мне нравится поэт Федор Григорьевич Сухов.
Фёдор Григорьевич Сухов, родился14 марта 1922 года в Красный Осёлок<span>, </span>Лысковский район<span>, </span>Нижегородская область. Русский поэт, писатель, <span>участник </span>Великой Отечественной войны, лауреат премии им А.Фадеева 1971 года за лучшее произведение о Великой Отечественной войне. Когда началась война, Федор был <span>мобилизован* в 1941 году и отправлен сначала в </span>Казань<span>, а оттуда в </span>Ташкент, где обучался в военном пехотном училище. В 1942 году был отправлен на фронт командиром взвода в звании младшего лейтенанта. <span>После демобилизации в 1946 году работал первое время в родном колхозе в селе Красный Осёлок. Через некоторое время переехал в город Горький, где заведовал передвижной библиотекой. По направлению Горьковской писательской организации поехал в Москву, где в 1949 году поступил в </span>Литературный институт имени М. Горького<span>, который закончил с отличием в 1954 году. В 1954 году получил приглашение на работу в </span>Сталинград, куда переехал вместе с семьёй (женой Клавдией Ермолаевной, сыном Алексеем и дочерью Еленой) и стал работать в газете «Сталинградская правда<span>» литературным сотрудником.
Мне очень нравится, что даже во время войны, поэты писали стихи, которые не забываются веками.
Справки: *</span><span>мобилизовать — Производить мобилизацию. перен. Приводить в активное состояние для успешного выполнения какой-л. задачи, для достижения какой-л. цели
</span>
Как часто мы говорим: “Какой красивый человек!” А что значит “красота”? Мне кажется, в это емкое понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Он видит красоту, “разлитую всюду”: в природе, душах близких ему людей, в произведениях искусства, музыке. Ведь жить без духовной пищи невозможно.
Насколько бедна и бессмысленна была бы наша жизнь, не будь в ней творчества в самом широком понимании этого слова. Можно любую работу выполнять с радостью, делать ее с каждым разом лучше и лучше, внося элемент творчества, частицу своей прекрасной души. Это по плечу каждому человеку. Надо только захотеть, постараться овладеть какой-либо профессией, ибо безделье ведет к деградации.
Очень хорошо сказал об этом И. С. Тургенев устами своего героя Базарова. Полемизируя с Павлом Петровичем (“Отцы и дети”), Евгений говорит: “Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки”. Как хорошо обрисовано главное условие самоуважения и взаимоуважения в человеческом обществе — необходимостью трудиться! Действительно, разве может тунеядец, бездельник, лентяй вызывать уважение; презрение, жалость, желание помочь, но только не восхищение. Красота, если она истинная, всегда самореализуется. Ведь не важно, чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту, делает порученное дело с полной самоотдачей, а по-другому и нельзя, если с ним хорошо и интересно, хочется ему подражать. Только раб выполняет работу из-под палки, а свободный гражданин, умеющий оценивать свои способности, должен стремиться к совершенству вместе с прогрессом. Дух захватывает от мысли, что человек не песчинка, он способен преобразовать мир, но только в основе должно лежать желание множить красоту, разлитую вокруг. Она вернется назад сторицей. И наоборот, нельзя безнаказанно множить зло, уничтожать красоту, созданную до тебя предшествующими поколениями.
Когда я вырасту, стану архитектором. В XXI веке все значительно изменится. Я буду строить необычайно красивые и удобные здания. Мне хочется преобразовать эту землю, на которой мы живем. Но для этого надо много учиться, чтобы не испортить созданное до тебя — нельзя каждому поколению начинать все “с чистого листа”. Мы не иваны, не помнящие родства. У России богатая история, которую творили разные люди, что греха таить, но лучшие ее страницы написаны великими предками: Александром Невским, Дмитрием Донским, Сергием Радонежским, поэтами, художниками, музыкантами и зодчими, заложившими эталон красоты. Я верю, что в XXI веке вырастет и воспитается прекрасный человек, о котором мечтали Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Некрасов. Но это случится не по мановению волшебной палочки. Для этого необходимо много и упорно трудиться над собой: быть искренним, идти к людям с открытыми душой и сердцем.
Для меня идеалами красоты являются литературные герои, созданные фантазией художников, отражающих свои взгляды в ту или иную эпоху: Татьяна Ларина и “тургеневские девушки”, Наташа Ростова и княжна Марья, Кутузов и Тихон Щербатый, Сотников и Зоська Норейко. Да что говорить, есть много литературных героев, на кого я хочу походить, не копируя поведение, жесты, одежду, манеру держать себя. Главное — воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало?! Вполне достаточно, чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота не меркнет со временем, а год от года становится ярче, изысканнее, ценнее.
Роман этот мне очень понравился отчаянными приключениями героев книги, их смелыми и самоотверженными поступками, жизнелюбием и уважением к людям другой нации.