Сарматские племена расселялись на территории Западного Казахстана и Приуралья. Сведения о сарматах (термин «сармат» употреблялся с III века до н.э.) известны из античных источников (греческих и римских). Ряд античных авторов (Геродот и др.) считали, что сарматы произошли от скифов и амазонок. В трудах Геродота сообщается, что сарматы говорили на скифском языке.
В IV- III вв. до н.э. на северных границах Китая в Центральной Азии сложился хуннский племенной союз. В 47 году до н.э. Гуннское государство распалось на южную и северную части. Южные подчинились Китаю, а северные во главе с Чжичжи-шаньюем перешли Тянь-Шань и вошли в соприкосновение с кангюями. Вторая волна гуннского проникновения на территорию Казахстана началась в в 1 веке н.э. В 93 году гунны переместились до Тарбагатая. Началось смешивание их с местными племенами. Во втором веке гунны создали в Восточном Казахстане и Семиречье государство Юэббань, просуществовавшее до 5 века. Часть племен Казахстана перекочевывала на запад. Этот процесс длился более трех веков, пока в IV веке кочевники не достигли степей Восточной и Центральной Европы. Этот период принято называть в истории “Великим переселением народов”.
<span>Клаусталь-Целлерфельд</span>
Кальвин утверждал, что души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто из верующих не может знать своего предопределения. Но человек, согласно учению Кальвина, не должен пассивно ожидать свершения своей судьбы, его долг – идти ей навстречу, быть тружеником, выявить все заложенные в нём Богом способности. В этом заключается его главное служение Богу, которое в конечном счёте должно помочь узнать своё предопределение: успех в земных делах знак спасения. Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путём знак спасения души получить было невозможно.
Кальвинистская церковь признавала только два обряда – крещение и причастие, а по своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей - проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. — старейшина). Поэтому кальвинистскую церковь иногда называют пресвитерианской. В этой церкви не существовало возведённых в сан священников. Вместо них имелись проповедники — пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание.
<span>"Рим стал уже так силен, что мог бы как равный воевать с любым из соседних городов, но срок этому могуществу был человеческий век, потому что женщин было мало и на потомство в родном городе римляне надеяться не могли, а брачных связей с соседями не существовало". Тогда, как рассказывает Тит Ливий, Ромул обратился к окрестным племенам с предложением о брачных союзах, но те опасались подвоха. "Римляне были тяжко оскорблены, и дело явно клонилось к насилию". И Ромул, затаив обиду, велел готовиться к празднику Нептуна Конного (см. "Посейдон Гиппий"). На праздник римляне пригласили соседей. Пришли и сабиняне (племя, поселения которого на Квиринальском и Эсквилинском холмах известно с VIII в. до н. э.). Они привели с собой жен и детей. "А когда подошло время игр... тут-то и случилось насилие: по данному знаку римские юноши бросились похищать девиц..."1 Ромул затем объяснил, что сабинские женщины поплатились за высокомерие их отцов и мужей, но они будут в законном браке, станут гражданками Рима и почетом будут пользоваться их дети. Спустя какое-то время, несмотря на это обещание, армия сабинян осадила город, и кровопролитное сражение казалось неизбежным. "Тут сабинские женщины, из-за которых и началась война, распустив волосы и разорвав одежды, позабывши в беде женский страх, отважно бросились прямо под копья и стрелы наперерез бойцам, чтобы разнять два строя, унять гнев враждующих, обращаясь с мольбою то к отцам, то к мужьям... „Лучше умрем, чем останемся жить без одних иль других, вдовами или сиротами“. Растроганы были не только воины, но и вожди; все вдруг смолкло и замерло. Потом вышли вожди, чтобы заключить договор, и не просто примирились, но из двух государств составили одно"2. Этот же эпизод, не менее красочно, описан у Плутарха, который добавляет, что сабинянки "прижимали к груди крохотных детей" и "с мольбою протягивали их вперед". Плутарх называет имя предводительницы сабинянок — Герсилия, которая сумела уговорить враждующих помириться, а другие тем временем "подводили к отцам и братьям своих супругов, показывали детей" вы выходите из него богаче, чем были когда выходили</span>