Хлестаков
• Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит — нет, чёрт возьми, не проходит.
• Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чёртом под крыльцо к какому-нибудь соседу помещику, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею… Воображаю, как бы все переполошились: «кто такой, что такое?» А лакей входит: (вытягиваясь и представляя лакея) «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажете принять?»
• Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую…Городничий
• Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор.
• Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали — и пошли прочь.
• Оно конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?
• Также заседатель ваш… он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода — это тоже нехорошо.
Осип
• Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы.
• Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!»
• Наскучило идти — берешь себе извозчика и сидишь себе как барин, а не захочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет.
• Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!
Ляпкин-Тяпкин
• Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.• Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.• А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне.• О Боже, вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!• Ну, город наш!
Земляника
• О! Насчёт врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то он и так умрёт, если выздоровеет, то он и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.• С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.• Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос.• И неостроумно: «Свинья в ермолке». Где ж свинья бывает в ермолке?
Лука Лукич
• Вот ещё на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда ещё не видывал. Он-то её сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.• Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.• А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей.• Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону.) Продал проклятый язык, продал!• Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.
Бобчинский и Добчинский
• Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим».• Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего.• Э! — сказали мы с Петром Ивановичем.• Нет, больше шантрет. И глаза такие быстрые, как зверьки, даже в смущенье приводят.• Сто лет и куль червонцев!<span>• Продли, Бог, на сорок сроков!</span>
Русских писателей всегда волновал вопрос
о смысле жизни человека. Для чего мы приходим на эту землю. Что является
главным в окружающем нас мире. Каким должен быть человек, чтобы оставить после
себя добрую память. В рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль» отражена мечта
писателя о гордых и красивых людях, которые способны повести за собой, способны
на любые жертвы ради своего народа. Эта идея воплощена в образе Данко..<span>
Данко
- это романтический герой, в котором Горький выразил свое представление о
смысле жизни. В этом образе воплощена также и мечта о свободе. Когда на племя
гордых людей напали враги, Данко был среди тех, кто отказался покориться и
скрылся в лесах. Но очень скоро беглецов охватило отчаяние. Первыми стали
роптать женщины, потому что их дети плакали от холода и страха, а мужчины
умирали от голода и болезней. Страшный черный лес высасывал из людей здоровье и
надежду. И уже нашлись люди, которые предлагали вернуться и покориться врагу.
Но тут появился Данко. Он убедил людей, что нельзя сдаваться, нельзя
отказываться от свободы. Нужно найти выход из черного леса и начать новую
свободную жизнь на другой земле. Горький показывает, как люди поверили Данко и пошли
за ним. Легче не стало, но появилась надежда, и она придавала людям силы.
Однако лес становился все гуще и темнее, страшные бури гудели в его вершинах,
снова и снова гибли изгнанники в страшных смрадных болотах. И тогда людьми
овладела злоба. Во всех своих бедах они обвинили Данко. Люди окружили его
плотной толпой и готовы были расправиться с ним. Это самый сильный и самый
яркий эпизод в рассказе. Данко вдруг почувствовал страшную жалость к этим
людям, потому что в их глазах не осталось ничего человеческого. В его сердце
загорелась горячая любовь к своему народу. И он разорвал свою грудь, выхватил
горящее сердце и высоко поднял его над головой. Страшная тьма отступила перед
этой пылающей любовью, а Данко устремился вперед, освещая людям дорогу. И вдруг
деревья расступились и открылась умытая грозой и залитая солнцем долина. Люди
так обрадовались, что забыли о Данко, а тот упал и умер. А какой-то осторожный
человек наступил на горящее сердце ногой. Сердце рассыпалось на тысячи ярких
искр, которые по вечерам мерцают в траве..
<span> Легенда
о Данко настолько убедительная, что у читателя не остается сомнения: смысл
жизни заключается в беззаветном и бескорыстном служении своему народу. Жизнь
для людей, для их счастья и освобождения, даже если этого никто не оценит, –
такой, по мнению Горького, должна быть жизненная позиция человека.</span></span>