<span>В истории России царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох в истории Русского государства. В этот период не только значительно расширилась территория государства, но и произошли значительные изменения во внутренней жизни страны. Много было сделано славного, светлого, великого по своим последствиям, но от этого еще более кровавого и огидливого. Понятно, что с такими противоположными характеристиками многих явлений характер и поступки главного лица государства, царя Ивана Васильевича, является слишком загадочным. Именно такой загадкой Иоанн IV вошел в историю Российского государства. Уже современникам он казался лицом жестокой и страшной: “Превысочайшего воистинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секиры, наполы некако рассече”.
Этот царь был выдающейся личностью, был прекрасно образован, но слишком некрасивый, и, возможно, страдал каким-то психическим заболеванием, а Россия в то время нуждалась сильного правителя-реформатора, которого и получила в лице Ивана Васильевича. Крутой поворот от боярского правления к реформаторского режима, опричный террор, который последовал за реформами, - таковы основные вехи правления этого государственного деятеля, и они характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного, в которой были спрятаны качества выдающегося правителя, дипломата, выдерживающего сравнение с такой исторической личностью, как Петр Первый.
Возможно, кровавые поступки скрыли за собой все хорошие достижения. Реформы этого правителя сыграли важную роль в истории России, ведь Иоанн Васильевич заложил прочную базу для своих последователей-реформаторов. Во многих аспектах деятельность Ивана Грозного была шагом вперед, шагом к победе «государственных начал». До этого времени остается много неясного в характеристике правления Ивана IV, и многие историки имеют иногда противоположные мнения относительно этого периода истории Российского государства. С конца 30-ых гг. оценка деятельности Ивана Грозного становится единственной, он изображался патриотом Русской земли, беспощадно, но справедливо уничтожал предателей-бояр.
Я выбрал именно эту тему для своей курсовой, потому что меня интересует правления Ивана Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». [2.4.:89] этот монарх был одним из выдающихся собирателей в русском государстве, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создал прочную централизованную державу. «Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха – именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный». [2.2.:90]
Реформы Ивана IV, как и реформы Петра i, Александра II, нынешние преобразования и другие подобные вопросы были и остаются актуальными и в наше время. Первая причина этому – их значимость для исторической науки, вторая – их немаловажное значение для истории самого государства. Ведь если изучить реформы прежних правителей, грамотно понять и оценить их со всех позиций, то можно избежать ошибок, которые были допущены нашими предшественниками-реформаторами.</span>
Римская империя <span>Римская империя (Roman empire), в строгом смысле, период, когда рим. гос-во и его заморские пров. управлялись императором, т.е. со времен Августа (27 г. до н.э.) и до 476 г. н.э. В 375 г. н.э. Р.и. разделилась на Восточную и Западную. Однако часто термин "Р.и." относят к владениям Рима как в респ., так и имперский периоды. Рим начал набирать силу в эпоху Тарквиниев (6 в. до н.э.), он покорил этрусков, сабинов, самнитов и греч. поселенцев, а к сер. 3 в. до н.э. уже господствовал над всей Италией. Конфликты с Карфагеном в Зап. Средиземноморье и с эллинистическим миром на В. закончились победой римлян в Пунических войнах, что позволило им установить господство над Сицилией (241 до н.э.), Испанией (201), Сев. Африкой (146), а победив в Македонских войнах, они захватили Македонию, Грецию и часть М. Азии. Помпей и Цезарь завоевали земли в М. Азии, Сирию и Галлию от Рейна до Атлантики, а после сражения у м. Акций (31) был присоединен еще и Египет. Император Август намеревался консолидировать империю в естеств. границах, но в 43 г. н.э. Клавдий вторгся на Британские о-ва, а Траян в 106 г. захватил Дакию (оставлена в 270 г.) и на короткое время Месопотамию (114-117). Единство огромной империи поддерживалось благодаря надежной связи между ее отдельными частями и внутр. стабильности, обеспечиваемой армией (римский легион). Флоты охраняли мор. пути, а сеть римских дорог, построенных для быстрой переброски воинских отрядов, способствовала развитию торговли и гос. почтовой системы, облегчала общение жителей империи между собой. Целостность Р.и. обеспечивали также единое законодательство и общий язык (лат. на 3. и греч. на В.). Процветавшие рим. города имели надежные системы водоснабжения и канализации. Влияние Рима распространялось до Индии, терр. совр. России, Юго-Вост. Азии и - по Великому Шелковому пути" - до Китая. С этими терр. были также налажены и торг, связи. В успехах Р.и. крылись и причины ее падения: на огромных пространствах обострилась борьба за власть, привлеченные богатством империи, начали вторгаться полчища варваров. В 410 г. вестготы разграбили Рим, в 455 г. вандалы захватили Карфаген, в 476 г. был низложен Ро-мул Августул, последний западнорим. император. (Византийская) империя просуществовала до 1453 г. Клас-сич. описание крушения Р.и. дано в кн. Гиббона "История упадка и разрушения Римской империи" (1776-81).)
</span>
Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его к выводам большой социальной остроты и значимости особенно в первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий подчеркнув в самом конце своего произведения что при внимательном наблюдении жизни не только Англии но и "всех государств" они не представляют собой "ничего кроме некоего заговора богатых под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах".
Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские) в особенности же античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений оказавших на Мора наибольшее воздействие выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты начиная с Эразма видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли произведения существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.
Если ли не самую характерную определяющую черту социально-
философской доктрины лежащей в основе "Утопии" составляет антиинди-видуалистическая трактовка общественной жизни мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья получавших обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христианского гуманизма" взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.
5.1. Религиозно-этическая концепция "Утопии"
Присущее гуманистам круга Эразма к которым принадлежал Т. Мор стремление сочетать идейное наследие языческой античной литературы с учением Христа греческих философов и Новый Завет дало основание ряду современных исследователей как в нашей стране так и за рубежом именовать мыслителей этого круга "христианскими гуманистами" а данное течение - "христианским гуманизмом".
Самым существенным моментом в так называемом "христианском
гуманизме" был рационалистический критерий в трактовке общественно-религиозных вопросов составляющий в то время наиболее сильную и перспективную сторону в развитии гуманизма как формы буржуазного просвещения расчищавшего путь новому антифеодальному мировоззрению будущего буржуазного общества.
Именно в русле этих гуманистических исканий творчески синтезировавших идейное наследие античности и средневековья и смело рационалистически сопоставлявших политические и этнические теории с общественным развитием тогдашней эпохи возникает "Утопия" Мора отразившая и оригинально осмыслившая всю глубину социально-политических конфликтов эпохи разложения феодализма и первоначального накопления капитала.
Для понимания гуманистической концепции как самого Мора так и его окружения очень важно наряду с социально-политическими проблемами "Утопии" исследовать также ее эстетический и религиозный аспекты. Эта задача стала особенно актуальной в современных условиях когда историография основываясь на весьма тенденциозном истолковании "Утопии" пытается свести все ее идейное содержание к христианской этике. Тем самым выхолащивается оригинальность "Утопии" отрицается ее значение
как выдающегося произведения общественной мысли выражавшего не только насущные потребности своего времени но и намного опередившего свой век в смелой попытке проектирования совершенной общественной системы которая покончит с существованием классов и сословий.
Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии" нетрудно заметить что главное в утопийской этике - это проблема счастья. Утопийцы полагали что "для людей все счастье или же его важнейшая доля" заключается в удовольствии наслаждении.
Сократи информацию отсюда: http://refy.ru/117/366735-2-utopiya-tomasa-mora.html