<span>Очень порядочная и красивая девушка</span>
Кучер Селифан и лакей Петрушка ("Мертвые души" Н.В.Гоголь)— это двое
крепостных слуг Павла Ивановича Чичикова, это дворовые, то есть
крепостные, оторванные барином от земли и взятые в личное услужение.
Чтобы они лучше ухаживали за барином, дворовым очень часто не позволяли
жениться (а женщинам выходить замуж). Жизнь их была очень тяжела.
Хотя
Гоголь юмористически описывает процесс чтения крепостного слуги
Чичикова, его "страсть к чтению", но всё же факт распространения
грамотности среди крепостных важен уже сам по себе. Что Петрушка читал
книги, случайно попадавшие ему в руки, — опять реальное замечание:
откуда же мог он брать книги по выбору, когда у него нет ни денег, ни
возможности познакомиться, подружиться с тем, кто дал бы ему интересную
для него книгу. Но он читал, и это важная черта его образа.
В
комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" нет шаблонных образов. Даже Осип не имеет
ничего общего с образом слуги-пройдохи, который так прочно закрепился в
русской и мировой комедийной литературе, или слуги-резонёра, всерьёз
внушающего барину ту или иную моральную истину. Только такой слуга, как
Осип, и мог быть у барина вроде Хлестакова. Человек со смекалкой, со
здоровым юмором, презрительно относящийся к своему барину, развращённый
праздной, паразитической жизнью, он стал слугой-плутом потому, что живёт
среди бесчестных людей, взяточников, мошенников и плутов.
Слова
Осипа о прелестях столичной жизни, по существу, дают представления о
Петербурге, в которых десятки тысяч дворовых, ютящихся в жалких чуланах
вельможных особняков, ведут подневольное, праздное, в сущности, горькое и
постылое существование.
Типичным образом слуги Осипа является образ
слуги Захара в произведении И. А. Гончарова "Обломов". Но прежде, чем
приступить к характеристике этого образа, рассмотрим суть самого
названия произведения. Слово "обломовщина" служит ключом к разгадке
многих явлений русской жизни. Замечательна не только сама глубокая
содержательность этого слова — "обломовщина", но и то, как оно было
произнесено: "ясно и твёрдо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но и с
полным сознанием истины." Обломовщина порождена порядком, узаконивающим
право помещика пользоваться трудом трёхсот Захаров. В обломовщине "ключ
к разгадке" и той дикости, в которой живут триста Захаров, и
экономического упадка обломовского хозяйства, и политического
консерватизма помещичьего сословия. Пороги крепостничества были сведены
воедино, объяснены через одно понятие — обломовщина. Но "обломовщина" —
социально-нравственное понятие.
Натка Шегалова мечтает стать капитаном парохода или лётчицей, но её посылают в пионерский лагерь «Артек» пионервожатой. Девушка не любит эту работу, ей кажется, что она находится не на своём месте. По дороге в лагерь она встречается со своим дядей, полковником Шегаловым, героем гражданской войны. Полковник успокаивает Натку, говоря, что ей нужно подучиться, подтянуться, не робеть, и всё выйдет как надо.
В поезде она знакомится с мужчиной, который едет с шестилетним сыном Алькой. Мальчик держит прошлогодний журнал с фотографией комсомолки Марицы Маргулис. Женщина бежала с каторги, была схвачена и убита в кишинёвской тюрьме.
В лагерь прибывают ребята со всей страны. Между Владиком и Толькой завязывается дружба. Владик гордится своей сестрой-коммунисткой, которая отбывает наказание в польской тюрьме, и мальчики мечтают сделать так, чтоб она смогла оттуда убежать. Обследуя местность возле лагеря, они обнаруживают развалины старой крепости. В ней юные искатели приключений находят лаз, который решают исследовать в будущем.
Тем временем на водопроводе «Артека» происходит авария. Чтобы её устранить, приезжает инженер Ганин, оказавшийся Наткиным попутчиком по поезду. Его сына Альку временно устраивают к ней в комнату. Чтобы ускорить работу нужен динамит, и Ганин, найдя в ближайшем санатории своего старого друга из ЦИК Гитаевича, подключает его к делу — просит отправить запрос в Москву.
Воспользовавшись тем, что весь лагерь готовится к большому пионерскому костру, Владик с Толькой решают исследовать лаз. Не найдя там ничего интересного, они выходят из крепости и видят, как туда, не заметив мальчиков, входит незнакомый человек. Встречают они и Ганина, который просит передать записку начальнику лагеря.
Алька очень привязывается к Натке, но на её вопрос о матери молчит. Однажды Алька рассказывает Натке сказку, которую она потом пересказывает октябрятам.