Причины: личные качества царя; стремление бояр к власти; усиление влияния Избранной Рады.
Протекание: разделение страны на земщину и опричнину, создание опричного войска, массовый террор.
Последствия: экономическая разруха; ослабление авторитета власти,поражение в ливонской войне, дальнейшее закрепощение крестьян, укрепление личной власти царя, ликвидация пережитков удельной системы.
+ в начале XVII века - смута
1. Страна становилась могущественнее, значительно поднялся уровень жизни людей и в целом жизнь налаживалась
2. Обычно выделяют несколько этапов развития Гуситского движения, которое иногда представляют как совокупность нескольких движений, объединённых по времени, но различных по содержанию.
1-й этап Гуситского движения датируется приблизительно 1400-1419 годами. Главным требованием в этот период была реформа католической церкви. Участники движения критиковали её пороки (безнравственность, тягу к роскоши, симонию и т. д.), выдвигали требования секуляризации церковной собственности (в Чехии католическая церковь владела 1/3 всех земель) и ликвидации привилегий духовенства. Магистры Пражского университета, прежде всего Я. Гус, выступали с проповедями, устраивали диспуты, публиковали трактаты и тезисы антицерковного содержания. Гус заявлял, в частности, что существующая Церковь пришла в противоречие с учением о ней, изложенным в Библии, и призывал вернуть её в то состояние, в котором она находилась на начальном этапе своего существования. Наряду с Гусом требования реформы Церкви и лишения духовенства привилегий выдвигали Милич из Кромержижа, Матвей из Янова и Иероним Пражский. Их проповеди получали широкий отклик у населения Чехии.
Остальное есть по этой ссылке https://w.histrf.ru/articles/article/show/gusitskoie_dvizhieniie
Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.
Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, в буквальном переводе "стряхивание бремени".
Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения. (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) . Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.
Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.
Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.
Христианство проникало на территорию Руси-Украины еще в начале нашец эры через греческие города-колонии. Первую попытку ввести христианство предпринял князь Аскольд в 860 г. В нач. Х века христианство приняла княгиня Ольга. В 988 году в результате религиозной реформы Владимира обряд крещения приняли киевляне. Целью реформы было возвышение международного авторитета княжеского рода и Киевской державы. Византийский император давал разрешение на брак царевны Анны с князем Владимиром только при условии принятия им христианства.
<span>Значение: христианство укрепило центральную власть князя; со временем христианство стало единым мировоззрением и единой идеологией для разноплеменного населения Киевской державы; дало возможность Киевской державе как равноправной войти в число самых могущественных государств средневековой Европы, активизировать политические, экономические и культурные связи с ними; способствовало бурному развитию торговли, каменного зодчества, культурным связям с христианским миром; способствовало гуманизации морали и культуры; связало Русь с достижениями европейской и мировой культуры. </span>
В 1815 году правил Александр I.