Пословица эта раскрывает популярную в этом малом жанре фольклора тему работы и праздности, причём и сами лексемы РАБОТА – ПРАЗДНОСТЬ являются антонимами, и пословицы на эту тему часто построены на антитезе (противопоставлении). Эта антитеза есть в данной Вами пословице, а также в пословицах, аналогичных данной:
Подобные пословицы резко делятся на две части: первая описывает желаемое условие, вторая даёт совет-предписание – что необходимо сделать, чтобы желаемое осуществилось, было претворено в жизнь.
Издавна народ с уважением относился к тем, кто трудолюбив, кто своим трудом добился или добивается определённого материального благополучия. Совсем иным было отношение к любителям пожить за чужой счёт, людям, не желающим работать. И всегда, во все времена, находились представители рода человеческого, желающие получить сразу и всё, и армия таких людей, наших современников, к большому огорчению, пополняется ежедневно и ежечасно (жаль, что они в большинстве своём не читали роман О. де Бальзака «Шагреневая кожа» – работа ума им так же чужда, как и чужд любой труд). Зависть к чужому житью-бытью, стремление заглянуть в чужие кошельки вкупе с желанием получить разом всё, что символизирует жизнь богатую, обеспеченную, и с нежеланием трудиться порождают не только праздность, тунеядство, но и преступность: иным легче украсть, ограбить, даже убить, чем заработать, а о последствиях такого решения своих материальных проблем они не задумываются. Именно поэтому, образно говоря, лежание на печи, полатях, диванах, то есть безделье, всегда осуждалось народом.
Калачи в пословице – символ сытой благополучной в материальном отношении жизни, против которой, думаю, ни один нормальный человек возражать не станет. А для того чтобы эти калачи есть, каждому надо хорошо поработать, потому что лежание на печи, символизирующее в пословице ничегонеделание, праздное времяпрепровождение, не поможет заработать на желаемые калачи.
Пословица заставляет нас сделать простой вывод: хочешь жить хорошо – встань, иди работать, зарабатывай, а другая пословица предупреждает: «Хлеб за брюхом не ходит».