Я думаю, здесь повествуется о свободе человека. Можно считать, что ты - личность, что ты свободен, но за повседневными делами мы не замечаем, как теряемся в них, как замыкаемся в себе. Недаром дети, еще не почувствовавшие бремени простого бытия, так веселы, сколько времени проводят они за играми. А вот чем старше человек,тем больше он погрязает в бытовых мелочах, зацикливается на карьере, доме или семье. Некоторые люди сохраняют из детства способность радоваться и не обращать внимания на какие-либо трудности, невзгоды. Кто-то назовет такое поведение легкомысленным, но на самом деле нам всем стоит поучиться у таких людей. Они очень жизнерадостны, легко относятся ко всем проблемам. Я думаю, что Достоевский хотел показать, что все мы зациклены на быту и покорно повторяем изо дня в день одно и тоже, жалуясь самим себе на плохую жизнь. А это не жизнь такая, это ваше отношение к ней. Вы живете виной, сознательно не хотите вылезать из этой клетки, в которую сами же и залезли, и ждете, чтобы вас все жалели, ведь вы такие бедные-несчастные. Вспомните ваши детские мечты: почему вы не следуйте за ними? Почему забыли их? Почему не занимаетесь тем, о чем мечтали? Вроде бы трудно ответить на этот вопрос, но на самом деле все просто: так уж устроена жизнь, на всех нас идет материальное или физическое давление, вас превращают в покорных рабов. Самые слабые сдаются, думая, что это только их решение, и послужит оно во благо им же. Люди с характером потверже пытаются противостоять этому давлению, но рано или поздно все равно покорно погрязают в бытовухе. В выйгрыше остаются лишь те, кто не обращал внимание на давление, а упорно шел к своей главной цели, цели всей жизни, не размениваясь на более мелкие и не дробясь на различные отрасли.
А Достоевский показал, что люди покорно поддаются судьбе, и лишь маленький, хрупкий, но выносливый огонек внутри нас пытается зажечь нас идеей, вашей давно забытой мечтой. Он изо всех сил вспыхивает, пытаясь вытащить вас из этой клетки, но все безуспешно, вы вновь возвращаетесь обратно, в ненужные заботы.
в общем, свое мнение я написала, а выводы делайте сами. Вспомнилась одна короткометражка, вроде "маска счастья" называется, посмотрите
«Закатным романом» называли критики роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Необычна творческая история этого произведения. Роман был задуман в 1928 году, и работа над ним продолжалась до самой смерти, пока у писателя были силы. Это произведение, как и другие из «возвращенной литературы», вначале увидело свет за рубежом, и лишь спустя двадцать пять лет после смерти автора, в 1966 году, было опубликовано в журнале «Москва». Роман произвел ошеломляющее впечатление. Что же обеспечило роману успех?
В стихотворении нет отдельных героев и сюжета. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается теми ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель - царский ставленник и казнокрад, а не народ - оборванные мужики, согнанные на строительство "чугунки" голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, - это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Но у крестьянства есть и отрицательные стороны. Например, покорность судьбе. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт настроен оптимистически и верит в то, что активность крестьян пробудится, твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем "пору прекрасную". В самые тяжелые годы разгрома освободительного движения поэт писал:
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью проложит дорогу себе.
Эти строки звучали призывом к продолжению борьбы. Молодые революционеры зачитывались этими стихами и души их рвались в бой за русский народ.
В своем произведении Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему - роль капитализма в развитии России. Публицистическая направленность стихотворения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение - с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы - с идейной направленностью.
Образы в "Железной дороге" наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво - таким, каков он есть в Действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.
<span>Середина XIX века. Хаджи-Мурат приезжает в чеченский аул
Махкет. По приказу Шамиля каждый, кто встретит этого мятежника
и личного врага всемогущего Шамиля обязан задержать или убить
его, жители аула пытаются сделать это. Он отступает к лесу и ждет
ответ князя Воронцова о совместной
борьбе против Шамиля. Прием состоялся, но Хаджи-Мурат
требует встречи с главнокомандующим - старшим Воронцовым. Тот не доверяет
Хаджи-Мурату, понимая, что он против всего русского, а сейчас просто покоряется
воле событий. Но и Хаджи-Мурат понимает, что хитрый русский князь обо всем
догадался.
Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, его душа не принимает уклад русской жизни, все
внутри него восстает против русских. В своих беседах с адъютантом
Воронцова Меликовым он рассказывает о своей ненависти к Шамилю, описывает
ему несколько жестоких убийств по законам кровной мести, говорит о праве
сильного.
В это время по приказу Николая I совершается набег на Чечню. Русские разоряют
аул, ведут себя непристойно, и ненависть чеченцев все возрастает.
Семья Хаджи-Мурата находится у Шамиля, и все его попытки освободить своих
близких проваливаются. Наконец, он врывается в Ведено, убивает конвойных
казаков, но сам смертельно ранен. Перед ним как в кино пробегает вся его жизнь,
вся его семья, но он не может ничем им помочь.
Хаджи-Мурату отсекают голову и возят ее по всем крепостям. На его лице застыла
почти детская улыбка, которая приводит в ужас и смятение тех, кто видит его в
эти минуты.</span>