Крито-микенская культура (777-7/ тыс. до н. э.) — высокоразвитая цивилизация Эгейского моря, погибшая в результате извержения вулкана. Первое в Европе классовое рабовладельческое государство с развитыми сельским хозяйством, мореплаванием, ремеслом и градостроительством. Основа цивилизации — ахейцы (первая волна греческих переселенцев с севера). Сохранились мифы об Эгее, Тесее, Ариадне, походе на Трою и т. д.Афины — в 594 г. до н. э. правитель Солон примирил демос и аристократов и провел демократические реформы. Все граждане получили широкие свободы и защиту от произвола знати. Для этого они выбирали стратегов. Верховная власть принадлежала Народному собранию. Перикл (V в. до н. э.) создал основы демократического устройства и укрепил власть народа. Спарта — город-государство с олигархическим режимом, полная противоположность Афинам. Греки превратили коренных жителей в рабов (илотов). Спартанцы отличались храбростью, мужеством, неприхотливостью в быту и воинственностью. Высшим органом власти была геру - сия (совет старейшин).Александр Македонский — сын царя Филиппа II приступил в 334 г. до н. э. к покорению Малой Азии (захватил Персию, Египет, Финикию, Палестину). Образовалась громадная эллинистическая держава со столицей в Вавилоне. После смерти Александра в 323 г. до н. э. распалась на несколько царств — Греко-Македонское, Египетское, Сирийское, Понтийское, Пергам - ское и др.КультураФилософия: Аристотель, Демокрит, Платон, Гераклит, Сократ и др. Литература: Гомер («Илиада» и «Одиссея»), Гесиод («Труды и дни»). Историки — Геродот, Фукидид. Драматурги — Эсхил, Еврипид.Религия (языческий пантеон): Зевс — бог - громовержец, Гера — покровительница браков, Афина — богиня мудрости, Афродита — богиня любви, Гелиос — бог Солнца, Аполлон — бог света и покровитель искусств и др. Дре́вняя Гре́ция, Эллада — античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы, наивысший расцвет которой пришёлся на V—IV вв. до н. э. — период, получивший в её истории название классического. Вкультуре Древней Греции лежат истоки современной человеческой цивилизации.С центром на территории Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии, в ходе колонизации она распространилась в Южной Италии , на острове Сицилия и вПричерноморье. История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э., когдаэллинистические государства потеряли самостоятельность и вошли в состав Древнего Рима. Сами греки и поныне называют свою страну Элладой, а себя эллинами, название «Греция» получено от римлян.
АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).
В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.
Когда Пушкин увидел странного, в черной крылатке, носатого человека, говорившего со смешным малороссийским акцентом. был и удивлен и очарован. Он взялся опекать Гоголя, печатать рассказы в своем журнале, помогать с сюжетами. Отсюда и "Мертвые души"
Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова : Чичиков покупал души умерших крестьян. Но на самом деле в названии заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома “Мертвых душ”.