<span>Я </span>понимаю<span> это </span>выражение<span>, как то, что мы пройдем </span>вокруг<span> биорафии </span><em />Маршака<span>. Окунемся в его произведения и разберем их более детально.</span>
Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в
толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть - нравственное
сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее
сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или
осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка;
чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла;
невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной
степени развития». «ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство
человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью,
заверенье, утвержденье». «Честь - внутреннее нравственное достоинство
человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство
слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души
и чистая совесть, доблесть». «Долг — категория морали, обозначающая
нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в
соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи
становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в
конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования
нравственности, а сама задача — в личную задачу конкретного лица, группы
лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые
характеризуют моральную деятельность личности: ответственность,
самосознание, честь, совесть». Но все равно, для каждого эти слова имеют
свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем
понимании?
Кто-то сразу на этот вопрос ответит так: «Долг – это
когда денег занял, и надо вернуть». И в принципе, нельзя сказать что
этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает.
Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное
состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством.
Моя родина – это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по
центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и
счастья
Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба
други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг –
это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой
пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали
выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник,
студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин.
Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством.
Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство
собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое
количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был
выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле
объединяет в себе и совесть и честь.
Такие понятия как совесть,
долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А
если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь
своего отечества». И все же честь не своя, а отечества объединяет их,
этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не
являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой,
семьей), то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им
нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает
честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже
может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все
эти три слова по своему главные.
И все таки, что же это такое,
Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно
какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет
людей, делает их добрее, дружнее. Это нечто особенно важное для всего
человечества в целом, для каждого человека (отдельного мира), и для
меня.
.“Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
<span>За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. </span>