Либре́тто (из итал. libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла[1]; краткое содержание сюжета спектакля.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение; как замечает Х. С. Линденбергер, если считать показателем самобытности либретто его способность существовать автономно от написанной на его основе музыки, то этот тест выдерживает разве что либретто Гуго фон Гофмансталя к опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы», имеющее собственную постановочную судьбу[2]. В то же время в истории либреттистики известны примеры значительного вклада авторов либретто в создание выдающихся произведений и развитие жанра — прежде всего, деятельность Лоренцо да Понте и роль Раньери да Кальцабиджи в оперной реформе Кристофа Виллибальда Глюка. В некоторых случаях автором либретто становится сам композитор, — наиболее значителен в этом отношении пример Рихарда Вагнера, чья работа в этой области, по мнению автора первого обзора истории либретто Патрика Смита, представляет собой наивысшее достижение[3]. В истории русской оперы на собственное либретто писал, в частности, Александр Серов («Юдифь»).
В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Краткий пересказ либретто называется синопсис.
Изучение либретто и вообще вербального элемента в синтетическом или синкретическом словесно-музыкальном произведении стало развиваться начиная с 1970-80-х гг. и получило название либреттологии.
С.С. Прокофьев балет ,,Ромео и Джульетта"
Важным событием в истории музыкального искусства России явилось создание в 1859 году Русского музыкального общества, основной целью деятельности которого было развитие музыкального образования и проведение симфонических концертов. По инициативе одного из создателей общества, А.Г, Рубинштейна, в Санкт-Петербурге была открыта консерватория, положившая начало профессиональному музыкальному образованию в России.
Огромную роль в развитии музыкальной культуры России во второй половине XIX века сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка», куда вошли такие известные музыкальные деятели, как М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и другие. Основными эстетическими принципами творчества этих композиторов были «правда жизни» и «национальный характер». Композиторы много сделали для культивирования фольклорной музыки, издав сборники русских народных песен.
<span>Элла Фитцджеральд
«Первая леди джаза» обладала уникальным голосом, широчайшим диапазоном в
три октавы. Почетные награды талантливой американки трудно сосчитать.
90 альбомов Эллы разлетелись по миру неимоверными тиражами. Трудно
представить! За 50 лет творчества продано около 40 миллионов альбомов в
её исполнении. Мастерски владея талантом импровизации, легко сработалась
в дуэте с другими известными джазовыми исполнителями.
Рей Чарльз
Один из самых знаменитых музыкантов, названный «настоящим гением джаза».
70 музыкальных альбомов разошлись по миру многочисленными тиражами. На
его счету 13 премий «Грэмми». Его композиции были записаны в Библиотеку
Конгресса США. Популярный журнал Rolling Stone определил Рэя Чарльза 10
номером из сотни великих артистов всех времён «Списка Бессмертных».
Майлс Дейвис
Американский трубач, которого сравнивают с художником Пикассо. Его
музыка оказала большое влияние на формирование музыки 20 века. Дейвис –
это многогранность стилей в джазе, широта интересов и доступность для
разновозрастной аудитории.
Фрэнк Синатра
Знаменитый джазист родом из небогатой семьи, невысокого роста и ничем
внешне не отличался. Но покорил слушателей своим бархатистым баритоном.
Талантливый вокалист снимался в мюзиклах и драматических фильмах.
Удостоен множества премий и специальных наград. Получил «Оскар» за фильм
«Дом, в котором я живу»
Билли Холидей
Целая эпоха в развитии джаза. Песни в исполнении американской певицы
приобретали индивидуальность и сияние, играли переливами свежести и
новизны. Жизнь и творчество «Леди Дей» было коротким, но ярким и
неповторимым.
Знаменитые джазовые музыканты обогатили музыкальное искусство
чувственными и душевными ритмами, экспрессивностью и свободой
импровизации.
</span>