<span>Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека. Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает. Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы. Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.</span>
В поэме «Мертвые души» в большом количестве использованы лирические отступления. В них выражены глубоко личные размышления и переживания Гоголя. Лирические отступления служат своеобразным комментарием и создают определенное настроение. В некоторых случаях они как бы замедляют ход повествования, что помогает держать читателя в напряжении.
В 1-й половине произведения преобладают сатирические отступления, во второй – элегические и патетические, в которых создается приподнятое настроение; они нередко написаны ритмизированной прозой и сближаются по стилю с поэтической речью.
Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Но главная тема поэмы – Россия, и все лирические отступления так или иначе развивают эту тему. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси – от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах...» ) до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка) .
Тема дороги – 2-я важнейшая тема «Мертвых душ» , связанная с темой России. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности.. . мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту.. . Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,. . и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть! »
В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы ...Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами а чего не зрят равнодушные очи.. . Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество» . Гоголь причисляет себя именно к последнему типу. В конце своей поэмы он отвечает на возможные обвинения «со стороны так называемых патриотов» , требующих, чтобы все сказанное о России, было одинаково похвальным, хорошим, возвышенным, обвиняя «думающих не о том, чтобы не делать дурного, а том, чтобы не говорили, что они делают дурное» . Одновременно Гоголь говорит и о «ценителях литературы», у которых свое представление о цели писательского труда («Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное») . Гоголь заранее разочарован в своих читателях: «Тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем.. . были бы довольны читатели» .
Лирические отступления – очень важная часть поэмы. По обилию лирических отступлений «Мертвые души» можно сравнить с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Такая особенность этих произведений связана с их жанрами – поэма в прозе и роман в стихах. В «Евгении Онегине» лирические отступления вводят истинного главного героя романа – Пушкина – человека своей эпохи, в окружении ее атрибутов и примет. Гоголь в своей поэме выступает прежде всего как мыслитель и созерцатель, пытающийся разгадать таинственную птицу-тройку – символ Руси. Две важнейших темы размышлений автора – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься? ..Русь! куда ж несется ты? дай ответ. Не дает ответа» . В лирических отступлениях автор «Мертвых душ» рисует очень широкую, объемную картину русской жизни своего времени.. .
<span>Я согласна с великим Гавриилом Романовичем Державиным (Грибоедов А.С. вложил в уста Чацкого строку именно этого автора), потому что я искренне
считаю, что Отечество, как и родителей, не выбирают, оно дается тебе один раз и на
всю жизнь. Можно много ездить-путешествовать, бывать в разных
странах-государствах, но любить и восхищаться можно только своей Родиной,
потому что ты - ее маленькая частица, из таких как ты состоит ее сила, оплот и
вера. История Родины неотделима от самой Родины. Это твоё, родное, близкое,
тебе больно вместе с Родиной, тебе горько вместе с Родиной, тебе радостно
вместе с Родиной.</span>
Лабанович самые влиятельный добрый хороший человек смелый и t.d.