<span>Храмы Киево-Печерской лавры
До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении ― в Дальние. Все составляющие лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.
Главный храм Киево-Печерской лавры ― Великая Печерская Церковь (Успенский собор) ― находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни лавры всегда хранились в Великой Церкви.
Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь) . Сохранившаяся доныне церковь преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной ― к дому настоятелей лавры ― Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.
Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание лавры ― Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.</span><span>
</span>
Материалы и оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
Ход: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки ( шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.) Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев 9 пошуршать бумагой). Аналогично действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки ( шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.)
«Музыка или шум?»
Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» ( наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.)..
Ход: Дети рассматривают предметы ( музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
Средняя группа
«Почему все звучит?»
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Материалы и оборудование: Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф ( гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: -рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» ( если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают- возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой ( она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук ( он прекращается); -рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать ( подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит ( колеблется).-дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй- проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета).
«Откуда берется голос?»
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материалы и оборудование: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Ход: Взрослый предлагает детям «пошептаться»- сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы их услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки ( из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют что почувствовали рукой, когда громко говорили ( в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет).Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее- звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
То такое музыка? Каждый человек на этот вопрос ответит по-своему. Один скажет, что это вид искусства, второй, что это - ноты и звуки, третий - мелодии и ритмы. И все будут правы.Музыка – это вид искусства, в котором художественные образы воплощаются через звуки. А что такое звуки? Звуки – это вибрации, колебания, волны определенной частоты, энергия определенного вида. Звук распространяется в воздухе волнообразно, т. е. от говорящего во все стороны расходятся звуковые волны. Они заставляют вибрировать наши слуховые перепонки, и мы, таким образом, улавливаем звук или импульс.<span>Мозговые нервные импульсы, которые возникают при определенных звуках , имеют такую же частоту, как и сами звуки. Наш мозг различает не только основные тоны звуков, но и обертоны – призвуки высоких частот. </span>Каждый из нас способен различать «хорошие» и «плохие» звуки. Отчасти звуки в окружающей среде оцениваются субъективно, но влияние большинства из них можно зафиксировать и измерить с помощью приборов. Мы можем объективно охарактеризовать их воздействие на наше настроение, тонус, пульс, мозговые волны и пищеварение. Из этого следует, в частности, что влияние звуков на организм по большей части не поддается нашему контролю. Если оно нежелательно, единственный способ противостоять ему - отгородиться от самого источника звуков, а это далеко не всегда возможно. Таким образом, музыка влияет на людей и вносит поправки в постоянную вибрацию молекул человеческого тела.